
«Неземной звук благороднейшего тембра и богатейшее сценическое мастерство!» — так сказал прославленный оперный тенор Сергей Лемешев о солистке Большого театра Антонине Васильевне Неждановой. Она обладала редким тембром — лирико-колоратурным сопрано. Для неё Сергей Рахманинов написал знаменитый «Вокализ» — миниатюру для исполнения голосом без слов. Композитор уверял, что даже таким образом Антонина Нежданова способна выразить глубочайшие переживания души.
Антонина Васильевна появилась на свет 29 июля 1873-го года. Но всегда говорила, что днём своего рождения считает 6 мая 1902-го — именно тогда она впервые вышла на сцену Большого театра в Москве. Для неё это стало настоящим чудом. Ведь с ранних лет Антонина мечтала петь. В одесском посёлке Кривая Балка, где прошли детство и юность Неждановой, был хор, состоящий из деревенской детворы. Его организовал отец Тоси, музыкант-самоучка. Вместе с крестьянскими ребятишками она пела народные песни. На её чистый, звенящий, словно серебряный колокольчик, голос уже тогда обращали внимание. Семилетнюю Тосю приглашали выступать на свадьбах и деревенских праздниках. Позже, уже подростком, во время учёбы в одесской Мариинской гимназии, Антонина стала петь в церковном хоре Троицкого собора. Тогда у Неждановой созрело решение связать жизнь с музыкой. Однако родители Тоси считали профессию артистки несерьёзной. Поэтому девушка получила диплом педагога и несколько лет проработала учителем словесности в одном из одесских женских училищ.
В 1893-м году Нежданова впервые оказалась в Москве. И едва ли не с вокзала... помчалась в Московскую консерваторию. Она надеялась пройти прослушивание. Но оказалось, что набор студентов уже окончен. Однако решительную девушку это не остановило. Она уговорила одного из ведущих педагогов — итальянца, профессора Умберто Мазетти — прослушать её. Маэстро был поражён. Настолько, что в виде исключения принял Нежданову в свой класс.
В 1902-м Антонина окончила Московскую консерваторию и пришла на прослушивание в Большой театр. Её отметили, похвалили — но в труппу не взяли. А буквально на следующий день неожиданно позвали в Большой... Оказалось, что у них заболели сразу три солистки. Через несколько дней Антонина Нежданова вышла на сцену главного российского театра. Первое же выступление певицы в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» стало триумфальным. После спектакля Неждановой сообщили, что она зачислена в труппу. Начиная с того самого вечера, Антонина Васильевна посвятила Большому театру тридцать лет жизни.
Известность Неждановой была широка. Однако певица не гналась за громкой славой. Она считала искусство долгом, служением народу и Родине. С самого начала своей карьеры Нежданова принимала участие в благотворительных концертах. Во время Первой Мировой войны Антонина Васильевна оказывала помощь русским солдатам. Участвовала в концертах в пользу фронта; у себя дома организовала пункт сбора пожертвований на нужды армии. После Октябрьской революции 1917-го Нежданова осталась на Родине, хотя ведущие зарубежные оперные театры предлагали ей работу. В Гражданскую войну певица ездила по городам России, выступала перед бойцами Красной Армии. А в годы Великой Отечественной отказалась от эвакуации и осталась в Москве, чтобы петь в госпиталях, военных частях, выступать по радио, поднимая дух народа. «В годину великих испытаний мы встали плечом к плечу на защиту своей земли от варварского нашествия. Фашизму никогда не удастся уничтожить русской культуры», — говорила она со сцены в те годы. Антонине Васильевне присылали трогательные письма и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Председатель совхоза откуда-то с далёкой Камчатки признавался: «Когда поставили Ваши народные песни — все заплакали... Меня попросили написать Вам и выразить благодарность за Ваше искусство...» Искусством проникать в души человеческие и открывать их для добра Антонина Васильевна, действительно, обладала. «Жизнь должна быть простой и радостной», — часто повторяла Нежданова. И щедро дарила радость людям своим талантом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер