
«Неземной звук благороднейшего тембра и богатейшее сценическое мастерство!» — так сказал прославленный оперный тенор Сергей Лемешев о солистке Большого театра Антонине Васильевне Неждановой. Она обладала редким тембром — лирико-колоратурным сопрано. Для неё Сергей Рахманинов написал знаменитый «Вокализ» — миниатюру для исполнения голосом без слов. Композитор уверял, что даже таким образом Антонина Нежданова способна выразить глубочайшие переживания души.
Антонина Васильевна появилась на свет 29 июля 1873-го года. Но всегда говорила, что днём своего рождения считает 6 мая 1902-го — именно тогда она впервые вышла на сцену Большого театра в Москве. Для неё это стало настоящим чудом. Ведь с ранних лет Антонина мечтала петь. В одесском посёлке Кривая Балка, где прошли детство и юность Неждановой, был хор, состоящий из деревенской детворы. Его организовал отец Тоси, музыкант-самоучка. Вместе с крестьянскими ребятишками она пела народные песни. На её чистый, звенящий, словно серебряный колокольчик, голос уже тогда обращали внимание. Семилетнюю Тосю приглашали выступать на свадьбах и деревенских праздниках. Позже, уже подростком, во время учёбы в одесской Мариинской гимназии, Антонина стала петь в церковном хоре Троицкого собора. Тогда у Неждановой созрело решение связать жизнь с музыкой. Однако родители Тоси считали профессию артистки несерьёзной. Поэтому девушка получила диплом педагога и несколько лет проработала учителем словесности в одном из одесских женских училищ.
В 1893-м году Нежданова впервые оказалась в Москве. И едва ли не с вокзала... помчалась в Московскую консерваторию. Она надеялась пройти прослушивание. Но оказалось, что набор студентов уже окончен. Однако решительную девушку это не остановило. Она уговорила одного из ведущих педагогов — итальянца, профессора Умберто Мазетти — прослушать её. Маэстро был поражён. Настолько, что в виде исключения принял Нежданову в свой класс.
В 1902-м Антонина окончила Московскую консерваторию и пришла на прослушивание в Большой театр. Её отметили, похвалили — но в труппу не взяли. А буквально на следующий день неожиданно позвали в Большой... Оказалось, что у них заболели сразу три солистки. Через несколько дней Антонина Нежданова вышла на сцену главного российского театра. Первое же выступление певицы в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» стало триумфальным. После спектакля Неждановой сообщили, что она зачислена в труппу. Начиная с того самого вечера, Антонина Васильевна посвятила Большому театру тридцать лет жизни.
Известность Неждановой была широка. Однако певица не гналась за громкой славой. Она считала искусство долгом, служением народу и Родине. С самого начала своей карьеры Нежданова принимала участие в благотворительных концертах. Во время Первой Мировой войны Антонина Васильевна оказывала помощь русским солдатам. Участвовала в концертах в пользу фронта; у себя дома организовала пункт сбора пожертвований на нужды армии. После Октябрьской революции 1917-го Нежданова осталась на Родине, хотя ведущие зарубежные оперные театры предлагали ей работу. В Гражданскую войну певица ездила по городам России, выступала перед бойцами Красной Армии. А в годы Великой Отечественной отказалась от эвакуации и осталась в Москве, чтобы петь в госпиталях, военных частях, выступать по радио, поднимая дух народа. «В годину великих испытаний мы встали плечом к плечу на защиту своей земли от варварского нашествия. Фашизму никогда не удастся уничтожить русской культуры», — говорила она со сцены в те годы. Антонине Васильевне присылали трогательные письма и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Председатель совхоза откуда-то с далёкой Камчатки признавался: «Когда поставили Ваши народные песни — все заплакали... Меня попросили написать Вам и выразить благодарность за Ваше искусство...» Искусством проникать в души человеческие и открывать их для добра Антонина Васильевна, действительно, обладала. «Жизнь должна быть простой и радостной», — часто повторяла Нежданова. И щедро дарила радость людям своим талантом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема