Католический епископ Антоний Малецкий считал главным делом своей жизни служение детям, оставшимся без родителей. «Я решил посвятить себя служению этим маленьким людям, воспитать из них верных сынов Церкви и сознательных граждан России», — так говорил о себе владыка Антоний.
Он родился в Петербурге, в польской католической семье. Учился в одной из лучших гимназий, потом в военном училище. Но по стопам отца — военного инженера — не пошёл, а поступил в католическую Петербургскую духовную семинарию. В 1884-ом году Антония рукоположили в сан священника. В церкви святого Станислава в городе на Неве он прослужил до 1921-ого года.
Свой приют для мальчиков-сирот Малецкий организовал в 1889-ом. Снял помещение на собственные деньги и собрал 14 бездомных ребят. В приюте они получали не только образование по гимназической программе, обязательным было и профессиональное обучение. Богоугодное заведение быстро росло, через четыре года в нём жило уже 42 воспитанника. Места стало не хватать, и Малецкий нашёл благотворителей, которые собрали необходимую сумму на строительство нового просторного дома. Здесь разместились ремесленное училище, мастерские, домовая церковь, жилые помещения, столовая и библиотека. В 1912-ом году благотворители построили для приюта другое — пятиэтажное здание. Под городом Лугой, приблизительно в 100 километрах от Санкт-Петербурга, Малецкий открыл ещё одну школу, в которой мальчики обучались сельскохозяйственным профессиям. А в самом Петербурге — польскую гимназию, её бесплатно посещали ученики из бедных польских семей.
Занимаясь с детьми, Малецкий говорил, что «чувствует на себе взгляд Всевышнего, когда удаётся в печальных глазах ребёнка зажечь лучик радости». На учеников отец Антоний воздействовал только лаской, наказывать он не умел. И слушая своего наставника, бывшие беспризорные начинали любить труд, молитву и вырастали честными людьми. Многие из них поступали в университет, в Военно-Медицинскую Академию. Малецкий находил для юношей репетиторов, которые бесплатно готовили ребят к вступительным экзаменам.
Об отце Антонии как о великом защитнике беспризорной ребятни знал весь Петербург. «Тихий человек», — так прозвали священника, стучался в любые двери, если надеялся получить помощь для своих воспитанников. И был настолько убедительным, что даже негативно настроенные чиновники не могли ему отказать. А Дмитрий Соловьёв — директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода жаловался, что запретит впускать к себе Малецкого, поскольку помимо собственной воли выполняет все его просьбы.
В приюте к 1915-ому году проживало уже 150 мальчиков. После революции отец Антоний не только не закрыл своё учреждение, наоборот, он принял в него новых воспитанников. Четыреста мальчишек, которых Гражданская война сделала сиротами, нашли убежище, заботу и любовь у священника.
В 23-ем году большевики на пять лет отправили Малецкого за решётку. Они признали его службу в церкви святого Станислава и попытки организовать подпольную семинарию контрреволюционными. Приют закрыли. Вернувшись в Ленинград по амнистии, отец Антоний принял епископский сан. И снова был арестован. В 1934-ом году польское правительство добилось разрешения на освобождение и выезд владыки из Советского Союза. Меньше, чем через год совершенно больной епископ умер в Варшаве.
Ещё в 1923-ем году, когда его судили большевики, Антоний Малецкий рассказал о случае из детства, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. 12-летним мальчиком он оскорбил старика, сторожившего их дом. Малецкий-старший — богач и дворянин — заставил сына просить прощения у старика. Этот случай, по словам епископа Антония, открыл ему путь к служению Богу и научил любви к бедным.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер