
Католический епископ Антоний Малецкий считал главным делом своей жизни служение детям, оставшимся без родителей. «Я решил посвятить себя служению этим маленьким людям, воспитать из них верных сынов Церкви и сознательных граждан России», — так говорил о себе владыка Антоний.
Он родился в Петербурге, в польской католической семье. Учился в одной из лучших гимназий, потом в военном училище. Но по стопам отца — военного инженера — не пошёл, а поступил в католическую Петербургскую духовную семинарию. В 1884-ом году Антония рукоположили в сан священника. В церкви святого Станислава в городе на Неве он прослужил до 1921-ого года.
Свой приют для мальчиков-сирот Малецкий организовал в 1889-ом. Снял помещение на собственные деньги и собрал 14 бездомных ребят. В приюте они получали не только образование по гимназической программе, обязательным было и профессиональное обучение. Богоугодное заведение быстро росло, через четыре года в нём жило уже 42 воспитанника. Места стало не хватать, и Малецкий нашёл благотворителей, которые собрали необходимую сумму на строительство нового просторного дома. Здесь разместились ремесленное училище, мастерские, домовая церковь, жилые помещения, столовая и библиотека. В 1912-ом году благотворители построили для приюта другое — пятиэтажное здание. Под городом Лугой, приблизительно в 100 километрах от Санкт-Петербурга, Малецкий открыл ещё одну школу, в которой мальчики обучались сельскохозяйственным профессиям. А в самом Петербурге — польскую гимназию, её бесплатно посещали ученики из бедных польских семей.
Занимаясь с детьми, Малецкий говорил, что «чувствует на себе взгляд Всевышнего, когда удаётся в печальных глазах ребёнка зажечь лучик радости». На учеников отец Антоний воздействовал только лаской, наказывать он не умел. И слушая своего наставника, бывшие беспризорные начинали любить труд, молитву и вырастали честными людьми. Многие из них поступали в университет, в Военно-Медицинскую Академию. Малецкий находил для юношей репетиторов, которые бесплатно готовили ребят к вступительным экзаменам.
Об отце Антонии как о великом защитнике беспризорной ребятни знал весь Петербург. «Тихий человек», — так прозвали священника, стучался в любые двери, если надеялся получить помощь для своих воспитанников. И был настолько убедительным, что даже негативно настроенные чиновники не могли ему отказать. А Дмитрий Соловьёв — директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода жаловался, что запретит впускать к себе Малецкого, поскольку помимо собственной воли выполняет все его просьбы.
В приюте к 1915-ому году проживало уже 150 мальчиков. После революции отец Антоний не только не закрыл своё учреждение, наоборот, он принял в него новых воспитанников. Четыреста мальчишек, которых Гражданская война сделала сиротами, нашли убежище, заботу и любовь у священника.
В 23-ем году большевики на пять лет отправили Малецкого за решётку. Они признали его службу в церкви святого Станислава и попытки организовать подпольную семинарию контрреволюционными. Приют закрыли. Вернувшись в Ленинград по амнистии, отец Антоний принял епископский сан. И снова был арестован. В 1934-ом году польское правительство добилось разрешения на освобождение и выезд владыки из Советского Союза. Меньше, чем через год совершенно больной епископ умер в Варшаве.
Ещё в 1923-ем году, когда его судили большевики, Антоний Малецкий рассказал о случае из детства, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. 12-летним мальчиком он оскорбил старика, сторожившего их дом. Малецкий-старший — богач и дворянин — заставил сына просить прощения у старика. Этот случай, по словам епископа Антония, открыл ему путь к служению Богу и научил любви к бедным.
Все выпуски программы Имена милосердия
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема