
Анна Павлова была не только явлением в мировом искусстве. Не только великой балериной, удел которой - работа на износ. У неё действительно не было времени на личную жизнь. Но хватало его на общественную. Особенно, когда Анна увидела, что сделала Первая мировая война с детьми.
Одним из самых известных номеров Павловой был «Умирающий лебедь». Длительность танца всего 130 секунд, но после первого же показа, «Лебедя» назвали символом русского балета. И мало кто знал, что этот символ задумывался, как помощь бедным. Павлова готовила танец для благотворительного концерта.
Серьёзной благотворительностью Анна занялась во время Первой мировой войны. Куда бы ни приезжала балерина, она везде устраивала спектакли в пользу Красного Креста. После войны Павлова вернулась в Европу из Америки. Разрушенные города и дети, оставшиеся сиротами, привели Анну в ужас. Эмоции скоро прошли, и созрело решение: создать детский приют. Используя свои связи во Франции, Павлова организовала в Париже ряд благотворительных концертов. Но денег для открытия приюта не хватало. Их балерина решила попросить у американских миллионеров. Она отправила семь тысяч писем заокеанским богачам. На просьбу о помощи откликнулось всего несколько человек. А вот те, на кого Анна совершенно не рассчитывала, прислали ей чек на миллион долларов. Это были деньги от простых американских женщин.
Приют Павловой во Франции был спасён. Анна нашла дом и поселила в нём 15 русских девочек. Сама живущая за границей и редко бывающая в России, Павлова постаралась, чтобы дети не забывали о своей родине. Балерина создала в доме уютную русскую атмосферу. Анна приглашала педагогов, давала девочкам хорошее образование, а по выходе из приюта находила им работу. И это было не единственное благотворительное заведение Павловой. Там же в Париже она содержала и собственную балетную школу, где бесплатно учила детей.
Решив никогда не возвращаться в Россию после революции, Анна с мужем поселилась в Англии. В пригороде Лондона супруги купили поместье. Здесь на огромном лугу цвели тюльпаны. В пруду плавали лебеди. А любовались ими дети из приюта, который Анна устроила в своём доме. В Англии было несколько домов для сирот, открытых Павловой. Но те ребята, что жили в её поместье ещё и учились танцевать. Павлова искренне любила детей, занималась с ними и была озабочена их будущим. А сами воспитанники потом вспоминали Анну Павловну, как самого чуткого человека.
Добрая к своим питомцам, Анна строго относилась к служащим приютов. При своём напряжённом гастрольном графике она выкраивала часы для проверок. Приезжала в приюты всегда неожиданно, и контролировала, как кормят и одевают детей, как их учат и лечат.
Тоскуя по России, Анна издалека следила за тем, что там происходит и огорчалась до слёз. Но что могла сделать эта хрупкая женщина? Она давала концерты в Метрополитен-Опера, а гонорары переводила голодающим Поволжья. Давала благотворительные концерты, а деньги от сборов шли в Россию. Особая боль Павловой – артисты Мариинского театра. Анна высылала продуктовые посылки всей труппе. Такие же посылки поддерживали учеников хореографического училища – альма-матер самой Анны. В 1929 году эта ниточка помощи прервалась. Власти стали притеснять тех, кто получал «подачки от белоэмигрантки», как называли в Стране Советов Павлову.
Уже умирая, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия, Анна сказала своей горничной, указывая на новое парижское платье, надеть которое она так и не успела: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Такими были последние слова балерины. Даже перед смертью она думала о детях-сиротах, которых взяла под свою опеку.
Поэт Эрик Виллис написал о Павловой такие строки:
Минуточку постой, бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той, что называлась Анной.
Эти слова можно сказать и о Павловой-балерине и о Павловой-добротворительнице.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема