
«Ангел из будущего», студия Barzo Productions, Children’s Film and Television Foundation (CFTVF), Gentian Productions, Phoenix Worldwide Entertainment, Spice Factory Ltd., Studio of the North, Yorkshire Media Production Agency (YMPA), режиссёр Харли Коклисс
— Тебе не удастся всё испортить, Том. Мы поедем в Лонглит, как и планировали.
— Может, лучше отложить поездку?
— Я не буду ничего откладывать. Мы поедем смотреть львов.
— Я не хочу смотреть львов.
— Но ты всегда хотел поехать в Лонглит.
— С папой. А не с ним.
Непростые времена переживает двенадцатилетний паренёк, из Йоркшира по имени Том. Родители развелись, в школе дела не клеятся. Мальчик чувствует себя одиноким и отверженным. В довершение ко всему, его мама объявила, что снова собирается замуж. И Том страшно на неё за это злится... Том — герой британского фильма «Ангел из будущего». Картина режиссёра Харли Коклисса была показана по телевизору в канун Рождества Христова 2002 года и собрала восторженные отклики зрителей и кинокритиков. Так, например, американский журнал о новостях шоу-бизнеса «Вэраети» назвал фильм достойным большого экрана. По собственному признанию режиссёр совсем не ожидал, что скромный телевизионный проект, который он воплотил всего за два месяца, привлечёт к себе столько внимания. Фильм завоевал одну из главных наград Международного детского кинофестиваля в Чикаго. Впрочем, сам Харли Коклисс говорит, что снимал картину «Ангел из будущего» не только для детей, но и для их родителей. И действительно, в ней есть всё, чтобы увлечь зрителей самого разного возраста. Это одновременно и приключения, и острая психологическая драма с элементами фэнтези. Словом, фильм для всей семьи.
Итак, юный Том, главный герой картины, ругается со своей матерью и убегает из дома. Он забредает на старую, разрушенную ферму. И вдруг попадает в прошлое! Том оказывается в своём родном Йоркшире, но только... в 1941 году! Идёт Вторая мировая война. Безмятежное синее небо с рёвом прорезают немецкие истребители. На вересковые поля падают снаряды, оставляя в земле глубокие воронки. Все домашние проблемы Тома в один миг стали казаться ему незначительными. Мальчик растерялся, он не знал, что ему делать. И тут появилась Мэй — маленькая девочка, сирота, родители которой погибли во время одной из бомбёжек, а она сама только чудом осталась жива. От пережитого потрясения Мэй замкнулась в себе. Она боялась оставаться внутри помещений и жила на улице, в собачьей конуре. Невероятным образом Том и Мэй встретились. И оказалось, что эта встреча была необходима им обоим.
Харли Коклисс подчёркивал, что в своём фильме ему хотелось сделать акцент не столько на самом факте путешествия во времени, сколько на переменах во внутреннем мире героя; на его переживаниях и уроках, которые он из этого путешествия извлёк. И у режиссёра это отлично получилось. Мы наблюдаем за постепенным, медленным, но верным преображением Тома из эгоистичного мальчишки в человека, способного понимать других. Так, например, в разговоре с фермером Сэмом Уиллером, приютившим у себя маленькую Мэй, Том раскаивается в том, что обидел свою маму.
— Ты в порядке, парень?
— Просто... Я хочу домой. Я скучаю по маме.
— Я знаю, каково это.
— Последний раз, когда я её видел, я наговорил ей ужасных вещей. Мне так стыдно...
— Что ж, это мне тоже знакомо. Как бы я хотел вернуться назад, и исправить всё, что случилось.
Тому тоже предстоит кое-что исправить, чтобы помочь тем, кто ему дорог. Как он это сделает, и получится ли у него — рассказывать не буду. Вы всё узнаете сами, посмотрев замечательный семейный фильм «Ангел из будущего». А я, пожалуй, завершу программу словами актёра Мэтью Бирда, который сыграл главного героя. Он сказал, что роль в картине Харли Коклисса помогла ему понять: чтобы сделать кого-то счастливым, не нужна машина времени. Это можно сделать здесь и сейчас.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер