
Фото: Niklas Rhöse/Unsplash
Давайте спросим себя, давно ли мы последний раз умножали и делили не на калькуляторе смартфона, а в столбик? Или, например, самостоятельно, без помощи Википедии, вспоминали события и даты мировой истории? А какой в этом смысл, — возразит кто-то, — раз уж живём мы в век высоких технологий и в интернете за пару секунд можно найти всё, что угодно? Ответ на этот вопрос, а может быть, и не только на него, читатели наверняка найдут в повести «Время всегда хорошее», написанной белорусскими писателями Андреем Жвалецким и Евгенией Пастернак.
За захватывающую историю о путешествии во времени авторы книги получили две престижные литературные премии: «Книгуру» — за лучшее произведение для подростков, и «Алису» — за лучшее произведение в жанре подростковой фантастики. И всё же писатели адресуют свою повесть не только юным, но и взрослым читателям, ведь речь в ней идёт о вещах, напрямую касающихся и тех, и других.
Сюжет книги «Время всегда хорошее» развивается параллельно в двух временных отрезках. Современная пятиклассница Оля Воробьёва необъяснимым образом попадает... из 2018-го в 1980-й год. Это случается как раз в тот момент, когда девочка и её одноклассники узнают, что на ближайших экзаменах им придётся отвечать не только с помощью тестов, но и устно. Но как это сделать, если ребята настолько привыкли общаться в чатах, соцсетях и на форумах — одним словом, в виртуальной реальности, — что фактически утратили навыки общения лицом к лицу и разучились вслух выражать свои мысли? А в 1980 году мальчик Витя Шевченко, председатель совета пионерского отряда, попал в непростую ситуацию. Его товарищ, Женя Архипов, принёс в класс... пасхальный кулич. Теперь Женю обвиняют в религиозной пропаганде и собираются исключить из пионеров. Витя пытается спасти своего товарища и вдруг оказывается не в своём привычном времени, а почти сорок лет спустя — в 2018-м. Фантастическим образом Оля и Витя меняются местами во времени. Каждый из них не только постигает новый для него образ жизни, но и усваивает важные уроки взаимовыручки, стойкости, доброты и дружбы; учится отличать мнимые ценности от истинных. Это помогает героям по-новому взглянуть и на самих себя, и на время, в которое им довелось родиться.
Любопытно, что авторы повести «Время всегда хорошее», Андрей Жвалецкий и Евгения Пастернак, удивительно красочно и точно воспроизводят детали советских реалий — для читателей, родившихся в третьем тысячелетии, книга станет увлекательным экскурсом в минувшую эпоху. А взрослых, возможно, посетит ностальгия по времени, когда за продуктами нужно было по несколько часов стоять в очереди, но при этом необыкновенно сильной была способность радоваться простым мелочам. А главное, — книга помогает поверить в то, что хотя время и не выбирают, оно, действительно, всегда хорошее. По крайней мере, сделать его таким под силу каждому из нас.
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О трудах Владимира Проппа

Сегодня 29 апреля. В этот день в 1895 году родился филолог и фольклорист Владимир Пропп.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын поволжского немца с детских лет слушал рассказы, песни няни, на подобии Пушкина, который внимал Арине Родионовне. И в свое время, поступив в университет, ушел с романо-германского отделения и стал заниматься славистикой, русской сказкой. Очевидно потому, что увидел за наивным текстом ту духовность, которая свойственна православному самосознанию. Несколько попыток Владимир Яковлевич предпринял, чтобы приблизиться к матери Церкви православной. По определенным причинам этого не случилось, но дух его, как и дух Владимира Даля, был совершенно очевидно православным. И в наше время хочется пожелать студентам, гуманитариям, филологам, историкам, языковедам, литераторам глубокого вхождения в тысячелетнее царство русской культуры, книжности, с тем, чтобы они корнями прорастали в них, в эти труды и восходили к постижению православия как несущей конструкции не просто русской культуры, а нашего духовного бытия. Это особенно актуально в XXI-м столетии, когда приоритет нравственности над экономикой, естествознанием провозглашен и входит в основу концепции национальной безопасности России.
Все выпуски программы Актуальная тема