Об Андрее Текутьеве — тюменском купце и градоначальнике, говорили, что ни до него, ни после Тюмень не знала благотворителя такого уровня. Он родился в бедной крестьянской семье, сумел выбиться в люди, не имея ни образования, ни связей. А достигнув материального достатка, подчинил свою жизнь одному желанию. По словам самого Андрея Ивановича, он стремился «делать что-либо полезное граждан».
В 12 лет Андрюша Текутьев из деревни Борки Тюменского уезда покинул родительский дом и, как тогда говорили, «ушёл в люди». Мальчик даже читать не умел, но у него была цель: он хотел открыть своё мукомольное производство. Коммерческий талант Андрея сделал своё дело. К 15-ти годам юноша уже прилично зарабатывал, а потом открыл несколько лавок и построил мельницу. Деньги не транжирил и, собрав необходимую сумму, стал, наконец, владельцем мукомольных фабрик. Позже у Текутьева появились заводы и пароходы. Секрета своего головокружительного успеха Андрей Иванович не скрывал. Он писал: «Всякому коммерсанту, особенно вновь открывающему дело, всегда советую вести его на честную ногу». Этому кредо Текутьев оставался верен всю свою жизнь. Но имелось ещё одно непреложное правило. Андрей Иванович считал, что «Бог даёт богатство в пользование и потребует отчёта». И отчитаться Текутьеву было чем.
В 1899-ом году он открыл в городе библиотеку. Взял на себя её содержание, подарил книгохранилищу четыреста томов сочинений русских классиков. В Тюмени до сих пор работает больница, которую называют текутьевской. Андрей Иванович построил её на свои деньги. Приобрёл для лечебницы первый в Тюмени рентгеновский аппарат. В больнице на 128 мест бедняков лечили бесплатно, прекрасные врачи делали сложнейшие операции.
Текутьев построил первый в Сибири каменный театр и подарил его Тюмени. Приглашал на гастроли знаменитых артистов, проводил кинопоказы. И не переживал из-за того, что театр не приносит ему прибыли. Важно было не это. Андрей Иванович решил дать тюменцам хоть какое-нибудь разумное развлечение, иными словами, он хотел отучить людей от пьянства.
Андрей Иванович не жалел денег на образование тюменских детей. В собственном доме он открыл два городских училища — мужское и женское. Здесь занималось четыреста учеников! Щедрым подарком городу от Текутьева стало ремесленное училище. Не забывал благотворитель и о родной деревне: в Борках он возвёл новую церковь и выстроил бесплатную школу на 60 учеников. Ещё одну школу Андрей Иванович открыл при тюменской тюрьме — для детей, чьи родители отбывали наказание.
Отдельной главой в жизни Текутьева стала церковная благотворительность. Андрей Иванович не скупясь перечислял деньги храмам. Пожертвовал крупную сумму на позолоту куполов Благовещенского собора, построил северный придел Спасского храма, помогал монастырям Тобольского уезда и Пермской губернии.
Он жертвовал деньги даже на воздушный флот, за что был награждён знаком «Орёл с самолётом и Андреевским флагом». А в 1907-ом году император Николай II присвоил Текутьеву звание Почётного гражданина Тюмени. Это случилось после того, как Андрей Иванович настоял на том, чтобы в проект Транссибирской магистрали внесли изменения и чтобы железная дорога прошла через Тюмень. Могучая энергия Текутьева, сила его любви к родному городу убедила не только чиновников, но и впечатлила императора.
Андрей Иванович отдал Тюмени все свои миллионы, расписав до последнего рубля в завещании, что, куда и сколько нужно отправить после его кончины. Как всегда, позаботился о больницах, приютах, церквях. За это и любили Текутьева люди, называя Андрея Ивановича не иначе как «светлой душой» и «Тюмени благодетелем».
Все выпуски программы Имена милосердия
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.