
Об Андрее Текутьеве — тюменском купце и градоначальнике, говорили, что ни до него, ни после Тюмень не знала благотворителя такого уровня. Он родился в бедной крестьянской семье, сумел выбиться в люди, не имея ни образования, ни связей. А достигнув материального достатка, подчинил свою жизнь одному желанию. По словам самого Андрея Ивановича, он стремился «делать что-либо полезное граждан».
В 12 лет Андрюша Текутьев из деревни Борки Тюменского уезда покинул родительский дом и, как тогда говорили, «ушёл в люди». Мальчик даже читать не умел, но у него была цель: он хотел открыть своё мукомольное производство. Коммерческий талант Андрея сделал своё дело. К 15-ти годам юноша уже прилично зарабатывал, а потом открыл несколько лавок и построил мельницу. Деньги не транжирил и, собрав необходимую сумму, стал, наконец, владельцем мукомольных фабрик. Позже у Текутьева появились заводы и пароходы. Секрета своего головокружительного успеха Андрей Иванович не скрывал. Он писал: «Всякому коммерсанту, особенно вновь открывающему дело, всегда советую вести его на честную ногу». Этому кредо Текутьев оставался верен всю свою жизнь. Но имелось ещё одно непреложное правило. Андрей Иванович считал, что «Бог даёт богатство в пользование и потребует отчёта». И отчитаться Текутьеву было чем.
В 1899-ом году он открыл в городе библиотеку. Взял на себя её содержание, подарил книгохранилищу четыреста томов сочинений русских классиков. В Тюмени до сих пор работает больница, которую называют текутьевской. Андрей Иванович построил её на свои деньги. Приобрёл для лечебницы первый в Тюмени рентгеновский аппарат. В больнице на 128 мест бедняков лечили бесплатно, прекрасные врачи делали сложнейшие операции.
Текутьев построил первый в Сибири каменный театр и подарил его Тюмени. Приглашал на гастроли знаменитых артистов, проводил кинопоказы. И не переживал из-за того, что театр не приносит ему прибыли. Важно было не это. Андрей Иванович решил дать тюменцам хоть какое-нибудь разумное развлечение, иными словами, он хотел отучить людей от пьянства.
Андрей Иванович не жалел денег на образование тюменских детей. В собственном доме он открыл два городских училища — мужское и женское. Здесь занималось четыреста учеников! Щедрым подарком городу от Текутьева стало ремесленное училище. Не забывал благотворитель и о родной деревне: в Борках он возвёл новую церковь и выстроил бесплатную школу на 60 учеников. Ещё одну школу Андрей Иванович открыл при тюменской тюрьме — для детей, чьи родители отбывали наказание.
Отдельной главой в жизни Текутьева стала церковная благотворительность. Андрей Иванович не скупясь перечислял деньги храмам. Пожертвовал крупную сумму на позолоту куполов Благовещенского собора, построил северный придел Спасского храма, помогал монастырям Тобольского уезда и Пермской губернии.
Он жертвовал деньги даже на воздушный флот, за что был награждён знаком «Орёл с самолётом и Андреевским флагом». А в 1907-ом году император Николай II присвоил Текутьеву звание Почётного гражданина Тюмени. Это случилось после того, как Андрей Иванович настоял на том, чтобы в проект Транссибирской магистрали внесли изменения и чтобы железная дорога прошла через Тюмень. Могучая энергия Текутьева, сила его любви к родному городу убедила не только чиновников, но и впечатлила императора.
Андрей Иванович отдал Тюмени все свои миллионы, расписав до последнего рубля в завещании, что, куда и сколько нужно отправить после его кончины. Как всегда, позаботился о больницах, приютах, церквях. За это и любили Текутьева люди, называя Андрея Ивановича не иначе как «светлой душой» и «Тюмени благодетелем».
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема