Пасхальная ночь тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года запомнилась тверичанам надолго. На реках Волге и Тьмаке еще не кончился ледоход, однако весеннее половодье не заставило себя ждать. Вода поднялась и вышла из берегов, грозя затопить округу. Глыбы льда с треском ломались о земляной вал, недавно возведённый здесь специально для того, чтобы защитить жителей левого берега Тьмаки, особенно страдавших во время паводка. Лёд срывал дёрн, оголяя песок и щебень. Казалось, вал вот-вот рухнет. Испуганные жители Затьмачья, собравшиеся было в храм на праздничную службу, оказались отрезанными от центра города. Опасаясь наводнения, они попрятались на крышах и чердаках.
Стихия бушевала всю ночь и стихла лишь к обедне. Испуганные люди вышли из своих укрытий. Вал выстоял! Лёд и вода покалечили его, но не сломали. Затьмачье было спасено, и его жители могли спокойно пойти в храм, чтобы вместе со всем православным народом встретить Светлое Христово Воскресение.
Надёжное укрепление, не позволившее разразиться трагедии, было выстроено на деньги известного тверского купца Алексея Фёдоровича Головинского. Когда в городской Думе в очередной раз за недостатком бюджетных средств был отложен вопрос о строительстве оградительного земляного вала, Головинский выложил десять тысяч из собственного кармана, и жизненно необходимый городу вал был построен.
Прошедшая ночь показала, что инициатива купца была отнюдь не напрасной. После утренней службы в храме жители Затьмачья с благодарственным молебном и крестным ходом обошли вал, а затем, с иконами и хоругвями, направились к дому Алексея Фёдоровича, чтобы выразить купцу признательность за его благое дело.
Алексей Головинский, несмотря на то, что был весьма богат, известен, имел солидный статус в обществе и престижные должности в руководстве земства, как никто другой понимал, насколько нуждается в помощи простой народ. Ведь ещё совсем недавно он и сам был крепостным крестьянином. Трудолюбием, усердием и упованием на Бога он смог получить волю и стать самостоятельным и успешным человеком.
Записавшись в купеческое сословие, Головинский очень скоро скопил крупный капитал, которым распоряжался по принципу: «заработал рубль – полтинник отдай людям». Свойственных провинциальному купечеству гуляний «с цыганами» и тому подобных вещей он никогда не устраивал, хотя героем местных новостей становился нередко. «Купец Алексей Фёдорович Головинский изъявляет готовность установить за свой счет 300 фонарных столбов, на что пожертвовал одну тысячу рублей» - писали, к примеру, «Тверские губернские ведомости».
Своё обещание Головинский выполнил, а кроме того - инициировал и финансировал устройство городского водопровода, открыл в Твери первый музей, организовал губернскую сельскохозяйственную выставку, выделил денежное содержание ратникам Тверской дружины.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Тверь пострадала от серьёзного пожара. Многие семьи остались тогда без крыши над головой и средств к существованию. Алексей Головинский пожертвовал в помощь погорельцам две тысячи рублей.
Алексей Фёдорович стоял у истоков и принимал активнейшее участие в деятельности благотворительного товарищества «Доброхотная копейка». С помощью его пожертвований, товариществом была открыта столовая для бедных, народное ремесленное училище, сиротский приют для девочек, ночлежный дом, Дом трудолюбия и богадельня.
Обязана своим возникновением Алексею Головинскому и Тверская публичная библиотека. На её открытие купец, в то время уже совмещавший свой бизнес с почётной и ответственной должностью тверского городского головы, выделил три тысячи рублей.
Помнят усердие Головинского к милостыне и тверские храмы. Ни один церковный праздник не обходился без пожертвований Алексея Фёдоровича.
В день смерти Головинского было оглашено его завещание. Бывший градоначальник остался благотворителем до последнего вздоха: почти весь свой капитал он оставил на открытие новых школ, народных училищ и учреждений для помощи бедным. Неудивительно, что самый первый памятник, появившийся в Твери, стал памятником Алексею Фёдоровичу Головинскому.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема