Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, вы не устали с дороги? Всё-таки путь до Ростова-на Дону из Москвы неблизкий. А мы с вами, можно сказать, с корабля на бал — то есть, с поезда сразу в Ростовский музей изобразительных искусств.
— Что вы, Андрей Борисович, я прекрасно себя чувствую! К тому же, мы ведь в Ростове только проездом. Так что ваша идея провести время до следующего поезда в музее — просто замечательная. Тем более, что здесь есть полотно, которое я очень хочу увидеть — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Рожь».
— Маргарита Константиновна, поправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю, но, кажется, саврасовская «Рожь» экспонируется в Третьяковке?
— Вы не ошиблись, Андрей Борисович! В Третьяковской галерее, действительно, есть такая картина Саврасова.
— Тогда, вероятно, в Ростовском музее изобразительных искусств, находится один из этюдов к ней?
— Представьте себе — нет! Это самостоятельное произведение. Во многом оно с «Рожью» из Третьяковской галереи, конечно, перекликается, и написано в тот же период. Но и с художественной, и с эмоциональной точки зрения, это две совершенно разные картины. А вот, кстати, и полотно — взгляните на него, и сразу всё поймёте.
— Да-да, теперь я вижу! Вы правы, Маргарита Константиновна. Совсем другие краски, и настроение у картины иное. Хотя в общих чертах пейзаж очень похож.
— Если вы вспомните, на полотне из Третьяковской галереи изображено ржаное поле перед самым началом грозы. Там тучи ещё только сгущаются над просторами. А здесь, посмотрите — буря уже миновала. Колосья умыты дождём, небо очищается. Природа всё ещё встревожена стихией, но в ней уже угадывается успокоение.
— Верно! Саврасову удалось ухватить и выразительно подчеркнуть тонкую грань перехода от ненастья к покою. Тёмные облака отступают, сквозь них уже виднеется тихий закат. И какое удивительное, необычное сочетание красок и оттенков: тревожных — бронзовых, лиловых — с умиротворяющими —розовыми и лазурными. Так глубоко увидеть и выразить природу мог только большой мастер.
— Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «В России природа поёт». Он умел слышать эту песнь родных просторов. Художник смотрел на окружающий мир как на величайшее произведение искусства — Божье творение. И эта Божественная, духовная наполненность всего сущего очень хорошо видна на его пейзажах.
— Но ведь творческие люди часто вкладывают в свои произведения и глубоко личные чувства. Картина Саврасова «Рожь» настолько эмоциональна, что я рискну предположить: художник отразил в ней какие-то собственные душевные переживания.
— Вы правы, Андрей Борисович! Полотно «Рожь» Алексей Саврасов написал в 1881-м году, в последний период своего творчества. Он был очень непростым — в это время живописец остался практически в полном одиночестве, испытывал материальные трудности. Был болен и стремительно терял зрение. Но несмотря на это, продолжал писать и создавал настоящие шедевры — такие, например, как картина «Рожь», которая перед нами...
— ...и на которой сквозь самые чёрные тучи всё равно пробивается свет.
— Частичку этого света мы с вами сегодня увезём с собой!
Картину Алексея Саврасова «Рожь» можно увидеть в Ростовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Вологда. Святитель Антоний Вологодский
В шестнадцатом веке Вологодскую епархию возглавлял епископ Антоний (Алексеев). Исторические документы сохранили немного сведений об этом архипастыре, но все известные факты свидетельствуют о его праведности. Подвижник совсем юным принял иноческий постриг в Троицком монастыре в деревне Болдино под Смоленском. Был прилежным учеником преподобного Герасима Болдинского, а после кончины наставника возглавил обитель. Слава о добродетельной жизни игумена Антония распространилась далеко за пределы монастыря, и в 1585 году его избрали епископом Вологодским. В летописи сказано, что святитель стяжал любовь паствы отеческой заботой, кротким нравом, милосердием к бедным. Он ежедневно до конца своей жизни служил Божественную литургию. После кончины праведника по молитвам к нему стали совершаться исцеления и другие чудеса. В 1841 году Церковь прославила подвижника в лике святых. В 1998-ом его мощи обрели нетленными. Сегодня честные останки святителя Антония покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Вологды.
Радио ВЕРА в Вологде можно слушать на частоте 96,0 FM
«Кассандра»
Любимица всей семьи кошка Кассандра заболела. Выращенная из подобранного на улице котёнка в роскошную разноцветную красавицу, она вторую неделю лежала безжизненным ковриком, а дети плакали, шептали ей ласковые слова и предлагали то молоко, то кусочек яйца. Но Кассандра есть не могла. Уколы ей не помогали, и уверенный баритон ветеринара вынес по телефону вердикт: «Надо усыплять. Анализ показал, что печень у животного просто не работает». И я решилась. Ранним утром, пока дети спали, я перекинула пушистый коврик через руку и вышла из дому. А кошка вдруг напряглась и замяукала, будто заговорила. Я слышала одно только слово: «Нят! Нят!» — то есть «Нет!..»
Представляю, как странно выглядит со стороны женщина, замершая с кошкой на руках посреди улицы, у входа в клинику, и шепчущая что-то в небо. Но я боялась ошибиться и просила у Господа, чтобы и этой — маленькой, кошачьей! — жизнью распоряжался Он сам.
Ветеринаром оказался парень в очках и с бодрым хвостиком на затылке. «Анализ говорит одно, а глаза мои — другое!» — сказал он, осмотрев кошку. И поставил капельницу с глюкозой и витаминами.
На обратном пути Кассандра мурлыкала, прикрыв глаза, а вечером начала есть.
Шесть лет прошло с того дня, а она всё бегает и резвится.
О каждой букашке печётся Господь, что уж говорить о нас, если жизнь свою доверяем — Ему.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Домофон»
«Нет-нет, ни на кого я раздражаться не буду!» Вот так решила — и бегала весь день от компьютера к домофону. «Откройте, пожалуйста, дверь!» — говорили забывшие ключи соседские дети, и разносчик рекламы, и электрик, вызванный не к нам, и снова дети... Похоже, домофон работает только у нас. «Так отключи же его и работай спокойно!» — пришла вдруг мысль, но я отмахнулась: а вдруг я и вправду кого-то очень выручаю, открывая дверь? Но когда звонок разбудил меня глубокой ночью, можно было, наверное, и пожалеть, что накануне не выдернула шнур из розетки. Однако на столь сложные эмоции я была неспособна. Автоматически подошла к двери, сняла трубку, выслушала извиняющийся баритон: «Я из сорок шестой квартиры, ключ забыл от домофона...» — и произнесла в ответ спонтанно: «Доброй ночи!» И нажала кнопку, а потом снова нырнула в постель досматривать сон.
А утром спускаюсь по лестнице — и открывается дверь квартиры сорок шесть, что под нами. Выходит подтянутый молодой человек, я раньше его не видела, улыбается мне широко, по-гагарински: «Доброе утро!». Мы вместе выходим на улицу, где нас встречает удивительно яркое и тёплое для осени солнце. Кажется, оно тоже улыбается.
Все выпуски программы Утро в прозе