Алексей Петрович Маресьев — военный лётчик — прошёл всю Великую Отечественную войну. Сбил одиннадцать вражеских самолётов, а во время одного из вылетов, рискуя жизнью, спас двух лётчиков, закрыв их своей машиной от немецких истребителей.
В 1934 году Алексей Маресьев записался в аэроклуб. В 1937 году Алексея призвали на службу в армию, он был зачислен в Читинскую школу военных лётчиков. Через год после выпуска из авиашколы началась война. Свой первый боевой вылет летчик Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года.
4 апреля 1942 года, когда Маресьев в небе прикрывал советские бомбардировщики, немцы подбили его самолет. Машина рухнула посреди заснеженного леса. Маресьев не чувствовал собственных ног. 18 долгих дней Алексей ползком выбирался из леса. Едва живого Маресьева нашли жители валдайского села Плав. Впоследствии, в госпитале, ему ампутировали стопы обеих ног из-за начавшейся гангрены. Но уже летом 1943 года Маресьев вернулся на фронт.
Какая книга была написана в 1946 году в честь легендарного героя Алексея Петровича Маресьева?

Высокий, статный, подтянутый молодой человек шагал по улице города Камышина. Была весна. Вокруг цвели сады. Тёплое солнце пригревало. Но юноша словно не видел всей этой красоты. Он шёл, стиснув зубы, и тихо повторял: «Я не сдамся! Ни за что не сдамся!» Парня звали Алексей Маресьев. Только что ему вернули документы, которые он подал для поступления в авиационное училище. Принимать не хотели по вполне объективной причине: у Маресьева был ревматизм — последствия перенесённой в детстве малярии. Но он давно научился стойко переносить приступы боли, активно занимался спортом. Глядя на по-военному безупречную выправку Алексея, невозможно было догадаться о его недуге. Маресьев шёл, погружённый в свои мысли. Вдруг ясное весеннее небо прорезал гул мотора — над городом пролетел самолёт. Лицо молодого человека прояснилось. Он остановился и долго смотрел вслед исчезающей в облаках машине.
Вместо лётного училища после школы Алексей Маресьев отправился на Дальний Восток. В 1934 году там шла одна из грандиозных советских строек — возводился город Комсомольск-на-Амуре. Алексей приехал и удивился: в ещё не достроенном городе был... аэроклуб! Молодой человек сразу же туда записался. За три года занятий Маресьев накопил неплохой теоретический опыт. Было на его счету и несколько полётов. В 1937 году Алексея призвали на службу в армию. В военкомате спросили, в какой военной специальности у него имелись навыки. Парень с волнением ответил: «В авиации». Маресьев был зачислен в Читинскую школу военных лётчиков. Он ликовал — мечта о небе становилась явью!
Через год после выпуска из авиашколы началась война. 23 августа 1941 года лётчик Алексей Маресьев совершил свой первый боевой вылет. А меньше чем через год был отправлен на Северо-Западный фронт. Весной советские войска под Великим Новгородом взяли в окружение немецкую группировку. Шли жестокие бои. 4 апреля 1942 года Маресьев в небе прикрывал советские бомбардировщики. Вдруг кабину тряхнуло, самолёт задымился. Як-1, на котором летал Алексей, подбили немцы. Внизу был густой лес. Маресьев попытался совершить аварийную посадку, но шасси зацепились за верхушки сосен, и самолёт упал в глубокий снег. Лётчик не знал, сколько времени пролежал без сознания. Очнулся, когда услышал глухое рычание: рядом с ним, оскалив пасть, стоял медведь. От хищника с трудом удалось отбиться. Одна опасность миновала, но впереди вставала новая — вокруг был непроходимый, занесённый снегом лес. А главное — Маресьев не чувствовал собственных ног. 18 долгих дней Алексей ползком выбирался из леса. Когда закончился бортовой паёк, питался корой деревьев и шишками. Как удалось выжить, он и сам не знал. «По всем статьям я был обречён, но мною двигало неукротимое желание жить», — рассказывал позже лётчик. Едва живого, раненного Маресьева нашли жители валдайского села Плав. Отогрели, оказали первую помощь. А через несколько дней Алексея Петровича на самолёте переправили в Москву. У Маресьева началась гангрена. В госпитале ему ампутировали стопы обеих ног. Он неподвижно лежал на больничной кровати, тело пронизывала страшная боль. А в голове билась одна-единственная мысль: неужели он больше никогда не сможет летать? И, как когда-то давно, стиснув зубы, Маресьев повторял: «Я не сдамся!»
Как только изготовили протезы, Алексей, превозмогая боль, стал заново учиться ходить. Скоро он уже бегал, прыгал и танцевал вальс с медсёстрами. Те, кто не знали об ампутации, даже не догадывались, что у лётчика нет обеих стоп. Уже летом 1943 года Маресьев подал рапорт на восстановление в рядах вооружённых сил. Медкомиссия вынесла вердикт: «Годен». В июле Маресьев вернулся на фронт. Он прошёл всю войну, сбил одиннадцать вражеских самолётов, а во время одного из вылетов, рискуя собой, спас двух лётчиков — закрыл их своей машиной от немецких истребителей. О жизни Алексея Петровича Маресьева и его подвиге, о силе человеческого духа военкор Борис Полевой в 1946 году написал книгу, которую назвал «Повесть о настоящем человеке». Вся страна называла Маресьева легендарным героем. А он был скромным, стеснялся славы и говорил: «Ну, какая я легенда? Я обычный человек. Просто хотел летать и защищать свою Родину».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер