
В храме Георгия Победоносца на космодроме Байконур есть необычная икона — образ Леушинской Божьей Матери, называемый «Аз есмь с вами, и никто же на вы». Богородица с Младенцем Христом на руках изображена... в космосе. Позади Неё — наша планета Земля, окружённая голубым сиянием. Такой её видят с орбитальной станции космонавты. Впрочем, неудивительно — ведь написал эту икону... космонавт! В 2013 году «космический» образ Божьей Матери Леушинской подарил храму Алексей Архипович Леонов — первый в мире человек, вышедший в открытый космос.
О небе Леонов мечтал с детства. С тех пор как в клубе при Дворце пионеров увидел фильм «Истребитель» с Марком Бернесом в главной роли. А ещё любил рисовать и даже хотел поступать в Рижскую академию художеств. Но стремление летать оказалось сильнее. Так в 1953 году Леонов оказался в Кременчугской авиационной школе. Первый самостоятельный полёт запомнил на всю жизнь. «Это был день Рождества Христова, 7 января 1955 года. Снег падал. У меня словно крылья выросли!» — рассказывал Алексей Архипович о своих ощущениях. Ровно через 10 лет случится ещё один первый полёт. На этот раз — в космос.
В отряд космонавтов Леонов был зачислен ещё в 1960-м. После триумфального возвращения на землю Юрия Гагарина началась длительная подготовка к следующему этапу исследования космического пространства — выходу человека в открытый космос. Алексей мечтал об этом полёте. Когда кандидатов привели знакомиться с кораблём «Восход-2», академик Сергей Павлович Королёв подробно рассказывал, как в космосе через специальную шлюзовую камеру космонавт выйдет из корабля наружу. Вдруг его взгляд остановился на Леонове. Глядя с хитрецой, Королёв попросил его надеть скафандр и провести выход — разумеется, пока лишь гипотетически. В тот же день к Леонову подошёл Юрий Гагарин. Сказал с улыбкой: «Знаешь, Лёша, а выбор-то, видимо, пал! Тебе лететь!». «Фантазируешь», — отмахнулся Леонов, а у самого радостно забилось сердце.
Юрий Алексеевич оказался прав. Ранним утром 18 марта 1965 года автобус вёз Алексея Леонова к стартовой площадке космодрома Байконур. Леонов смотрел на тающий снег, из-под которого кое-где уже пробивалась зелёная трава. И даже не верилось, что совсем скоро он увидит прямо под собою всю Землю. Позже в своих мемуарах космонавт расскажет об этом захватывающем моменте:
«Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! Это действительно была божественная картина. Небо и чёрное, и светлое одновременно. Бесконечность. И где-то далеко-далеко внизу — голубая Земля».
Именно такой впоследствии Алексей Архипович изобразит планету на своей «космической» иконе. Космонавт признавался — полёт в космос сделал его верующим человеком. Когда пришло время возвращаться на корабль, случилось непредвиденное: от перепада давления скафандр Леонова раздулся. Космонавт не проходил в люк. Положение становилось критическим. И Алексей... начал молиться. Никогда прежде он этого не делал. Во время молитвы вдруг пришла мысль: а что, если, нарушив инструкцию, зайти в люк не головой, а ногами вперёд? Это решение спасло Леонову жизнь. То, что произошло, Алексей Архипович называл подлинным Божьим вразумлением. «Господь сохранил меня, чтобы я мог послужить своему Отечеству», — говорил космонавт.
Выход Алексея Леонова в открытый космос стал подвигом, благодаря которому отечественная космонавтика продвинулась далеко вперёд. Его уникальный опыт пригодился при разработке скафандров нового поколения, а также в создании и выведении на орбиту пилотируемых орбитальных станций. Алексей Архипович стал автором более десяти научных работ в области космонавтики, которой посвятил всю свою жизнь.
А его «космическую икону» Богородицы сегодня можно увидеть не только на Байконуре. Один из авторских списков с неё хранится в Андреевском храме деревни Новосёлово, расположенной неподалёку от места гибели Гагарина во Владимирской области. Алексей Архипович Леонов помогал восстанавливать этот старинный храм и до конца своих дней был его прихожанином и щедрым жертвователем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема