Послушаем краткое воспоминание народного артиста и сына артистов — о первой своей работе на сцене, ещё подростком.
Война, эвакуация, городской театр. Дома — два младших брата.
«...Я — на сцене. Первая моя работа — рабочим: открываю занавес, зажигаю лампочки, декорации меняю и так далее. И однажды мама — стала падать...
Это я всё очень хорошо помню, потому что, конечно — страшнейшее потрясение. Ну, как — я один, — и мама падает на сцене...
Я закрыл занавес... Она потеряла сознание от голода, — при том, что мы-то были в порядке, трое. И кругом были люди...»
Наверное, вы узнали голос великого русского актёра Алексея Баталова.
...Бориса Бороздина из фильма «Летят журавли», врача Устименко из картины «Дорогой мой человек», учёного-физика Дмитрия Гусева из «Девяти дней одного года», слесаря Георгия Ивановича (Гоши) — из народного фильма «Москва слезам не верит».
В 2016-м, за год до того, как Алексей Владимирович отошёл к Господу, вышла — вторым изданием — его замечательная мемуарная книга «Сундук артиста».
Только на самый первый и не слишком внимательный взгляд, может показаться, что это, наполненное архивными фотографиями и удивительными историями, — издание — о себе. Нет, она о других. О тех, кого на протяжении восьмидесятивосьмилетней жизни посылал Баталову — Бог...
Хорошо, что книга «Сундук артиста» успела выйти в новой России, свободной от цензурного пресса. Алексей Владимирович выпускал мемуарные книжки и в годы советской власти, но вот такого фрагмента там, наверное, быть не могло:
«На родной Ордынке, почти напротив нашего дома, стоит храм „Всех скорбящих радость“, в который в мои школьные годы нам запрещалось даже заглядывать.
После войны, только в 1948 году, эту церковь наконец вновь открыли, и я впервые побывал там на службе. А когда наша семья окончательно перебралась из Питера в Москву, в храме уже служил отец Борис (Гузняков). Позже знакомство с ним переросло в настоящую дружбу, я приходил не только в церковь, но и по мере сил старался помогать ему во всех его благих начинаниях. Настал день, когда отец Борис пришёл к нам домой и окрестил нашу дочку Машеньку, вызвавшись быть при этом её крестным отцом... Главным делом его жизни стало восстановление Марфо-Мариинской обители, чем он неустанно занимался до самой своей кончины»
Отрывок из книги Баталова «Сундук артиста» нам прочитал Карэн Бадалов.
Удивителен тон этой книги: ровный, повествовательный, простодушный.
Так говорить труднее всего. Вот как — о маме-артистке, падающей в обморок от голода на сцене провинциального театра. Как он тогда сказал о себе и маленьких братьях? — «...При том, что мы-то были в порядке, трое...»
Кстати, эта запись — фрагмент журналистского интервью.
Помню, что в тот день мы сидели на скамейке у столичного Дома учёных, через полчаса народному артисту надо было идти выступать на сцену. Я всё спрашивал о роли женщин в его жизни: о маме, об Ольге Андровской и Ольге Книппер-Чеховой. Ну и, конечно, об Анне Андреевне Ахматовой, — которую он знал ещё с довоенного времени...
Нам пора прощаться. С вами был Павел Крючков. И ещё на полминуты — бессмертный голос Алексея Баталова, о последней книге которого «Сундук артиста» мы говорили.
«...Вернувшись сюда, в Москву, — это, значит, окончание школы, начало студии... И уже — вот такая, вроде бы при МХАТе — жизнь.
И, конечно, Анна Андреевна — главная. И мама очень любила Анну Андреевну. И Анна Андреевна очень любила маму. Так получилось, что Бог мне дал видеть замечательных женщин... Мне свою биографию без них никак не рассказать».
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение