«Если ты стал папой — поспеши им быть» — такие слова журналист и публицист Александр Ткаченко адресует читателям на страницах своей книги под названием «Трудно быть папой». Это — сборник коротких, ёмких, написанных с добрым юмором эссе, автор которых — человек, не понаслышке знакомый с нелёгким трудом и одновременно невероятным счастьем — быть отцом.
Александр воспитал четверых детей, но, даже имея такой солидный опыт, в своей книге он явно далёк от мысли кого-то учить. Ткаченко просто рассказывает свою историю отцовства — с её ошибками и достижениями, радостными и грустными моментами. И это живое, искреннее общение, пусть даже оно происходит на страницах книги, возможно, многим покажется более ценным, чем популярные ныне родительские психологические тренинги или полезные советы.
В книге «Трудно быть папой» читатель не увидит педагогических терминов. Зато найдёт увлекательные рассказы. Например, Александр Ткаченко вспоминает, как однажды, когда вся семья мирно отдыхала на лесной поляне вокруг костра, из ближайших кустов вдруг выскочила огромная, злобно рычащая собака. Папа вскочил на ноги и неожиданно... тоже зарычал, размахивая руками, чем сильно озадачил пса, поспешившего немедленно ретироваться. Смущённый своим спонтанным порывом, отец вернулся к костру. И поймал восторженные взгляды своих детей, которым он в этот момент вовсе не представлялся смешным, а казался настоящим героем — Гераклом, Суперменом!
Да, кроме всего прочего, папа должен быть для своих чад героем, — уверен автор. И вообще быть к себе максимально требовательным! Ведь маленькому ребёнку отец представляется существом всемогущим, как в известной детской песенке: «Папа может, папа может всё что угодно...» Этот период, когда ты для своих чад — всё, нужно использовать максимально эффективно, приходит к выводу Александр Ткаченко. И предлагает прислушаться к словам Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». То есть, относится к людям, как относился Христос, поступать с ними так же, как поступал Он в земной Своей жизни. Ведь если дети не увидят кроткой силы и смирившегося всемогущества в собственном отце, тогда даже самые убедительные и правильные его нравоучения вряд ли смогут оставить след в их сердцах, уверен автор.
Развивая тему, Александр Ткаченко делится опытом и соображениями о том, как выжить многодетной семье в кризис, нужно ли учить мальчиков драться, должен ли отец в семье быть добытчиком, как сделать так, чтобы не пришлось защищать детей от их же папы-защитника и рассуждает на массу других любопытных тем. Рассуждает живо, умно, иронично, самокритично, а главное — искренне. И обращается не только к папам, но и мамам, бабушкам, дедушкам. Всем им тоже будет очень интересно прочитать, как это здорово, хотя и трудно — быть папой.
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема