
Я прочитаю вам сейчас одно стихотворение, созданное осенью 1973-го года. Автору этих стихов шёл тогда тридцать пятый год, а я отправился в первый класс начальной школы...
За вагонным окном — Россия.
Под снегами поля пустые,
Над полями ветер застыл,
Над полями серое небо.
Никогда я прежде здесь не был,
Только кажется — будто был.
Только кажется — шёл с котомкой
Через поле, через позёмку,
Только кажется, что лежал
На холодном на этом поле,
Автомат сжимая до боли,
И от танков воздух дрожал.
Только кажется — ехал шагом
По замёрзшим мелким оврагам,
Как охотничий жребий вёл,
Или, может быть, в чёрной рясе
На погост у деревни Грязи
Отпевать покойника брёл.
И, наверное, через столетья
Снова вспомню минуты эти,
Восстановится связь времён,
Вспомню тихое серое небо,
И поля, покрытые снегом,
И стихи, и пустой вагон.
«За вагонным оконном — Россия...», 1973 год, осень.
Автор стихотворения — Александр Недоступ, долгие годы известный многим москвичам как чудесный врач-кардиолог, председатель Общества православных врачей России.
Маленькая, почти «самиздатовская» книжечка стихотворений Александра Недоступа под простым названием «Из разных лет» (Москва, 1998) встретилась мне в те дни, когда я помогал разбирать домашнюю библиотеку поэтессы Инны Лиснянской, с которой близко дружил.
В разные годы она с необыкновенной нежностью рассказывала мне о докторе Недоступе, который лечил её сердце и был её другом.
Александр Викторович вообще издавна был славен в писательской среде как — если можно так выразиться — «пастырь-врач».
Своим многолетним служением, — а по-другому тут и не скажешь, — он воплощал полузабытый образ доброго доктора из каких-то старинных времён, когда земский врач был почти членом семьи.
Найдите время, почитайте его глубокие, интересные интервью на православных сайтах. В интернете есть и видеозаписи бесед с ним.
Редко и неохотно говоря о личном творчестве, Александр Викторович Недоступ предпочитал пользоваться словом «стихотворец».
А между тем — он настоящий поэт, со своим голосом и темой. Со своим звуком.
... Прощаясь, я прочитаю вам ещё одно осеннее стихотворение православного врача-кардиолога и русского поэта — Александра Недоступа.
Оно посвящено актрисе Наталии Журавлёвой и называется — «Крестины».
Осенняя пожухлая трава,
День неприметный после Покрова,
И суета, и шум вокруг купели.
Торжественные, чудные слова
За гомоном слышны едва-едва,
Распеленать младенца не успели...
А пастырь грузоват — отец Максим,
И рослый парень трусит перед ним,
И, запинаясь, «Верую» читает,
Над ними голубой кадильный дым
Стоит священным облаком седым
И у дверей крещальни тихо тает.
Но вот поют: «Елицы во Христа...»,
А даль небес сурова и чиста,
Рябинный куст так нестерпимо ярок,
И куполов старомосковский блеск,
И голубиных крыльев белый плеск,
И всё вокруг— как радость и подарок.
Александр Недоступ, «Крестины», 1980-й год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.