
В декабре тысяча девятьсот десятого года владимирский губернатор поручил одному из своих тайных советников потихоньку собрать информацию о хозяине и директоре фабрики Товарищества СОбинской мануфактуры Александре Лукиче Лосеве. Захотел проверить — мол, благонадёжен ли, как сказали бы сегодня, топ-менеджер одного из крупнейших предприятий губернии, и каковы вообще его нравственные качества. Тайный советник постарался на славу, и узнал о Лосеве такое, во что был посвящён только самый узкий круг избранных. А именно — что на протяжении уже многих лет Александр Лукич широко занимается благотворительностью!
Действительно, Александр Лукич Лосев о своих добрых делах кричать на каждом углу не любил, предпочитая, по Евангельской заповеди, совершать их без огласки. Но, как сказано в Евангелии, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно — если это добро, совершённое с любовью к ближнему.
Поначалу благотворительная деятельность Лосева распространялась лишь на его фабрику в рабочем посёлке Собинка. Там он построил общежития, бесплатные больницу, училище для детей рабочих и фабричную школу для тех из них, кто намеревался в будущем поступить на работу в его мануфактуру. Неподалёку от фабрики Александр Лукич на собственные средства возвёл Воскресенскую церковь.
В тысяча девятьсот третьем Лосев учредил училище и приют для слепых детей в Стрелецкой слободе. На собственные средства выстроив двухэтажный каменный дом, Александр Лукич оплатил всё, вплоть до мелочей: мебель, постельные принадлежности, музыкальные инструменты. Устроил во дворе игровую площадку, разбил небольшой сад. На территории училища Лосев открыл и богадельню для слепых женщин с домОвой церковью.
Не стремился афишировать Лосев и свои пожертвования на открытие Владимирского детского приюта для сирот и беспризорников; первых в городе яслей для малолетних детей; нескольких богаделен во Владимире и окрестностях; сельских школ в сёлах Арбузово и Ворша. Но и о них стало известно.
...Получив такие сведения об Александре Лукиче Лосеве, владимирский губернатор молчать не смог. В Петербург полетело письмо с прошением о награждении Лосева и присвоении ему почётного гражданства. Император Николай Второй губернаторское прошение удовлетворил.
А Александр Лукич продолжал помогать людям. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он построил трёхэтажный Дом дешёвых квартир, где за небольшую плату либо вообще бесплатно, малоимущие семьи могли снять благоустроенную комнату.
Во дворе дома находился детский сад для детей квартирантов; Лосев неоднократно лично привозил туда купленные им в Москве игрушки.
Через два года, в мае тысяча девятьсот семнадцатого, Александр Лукич скончался. А ещё через полгода к власти пришли большевики и постарались, чтобы жители Владимира стёрли из памяти имя того, кто сделал для них столько добра. Вряд ли они подозревали о том, что сам Лосев, возможно, сказал бы им за это только спасибо.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова