Выражение «забытый поэт» — всегда немножко условно. В конце концов, не дремлют же филологи, да и составители антологий отличаются, как мы знаем, пытливостью. Но в том-то и дело, что некоторые литературные имена всё-таки очень близки к буквальному значению этого выражения: «забытый поэт», очень.
Такова, наверное, и судьба Александра Кондратьева. Он родился, когда ещё были живы Некрасов и Достоевский, и покинул мир в 1967-м, когда на свете уже не было ни Пастернака, ни Ахматовой, — сумевших дожить до преклонных лет.
Знаток античности и славянства, — Кондратьев тихо угас в американском доме престарелых, разменяв десятый десяток лет. Его соседи по комнате, думаю, не знали, что старик был когда-то автором мифологических романов и книг стихов, из которых особо выделю издание 1915-го года «Отзвуки войны». Авторский эпиграф к этому сборнику примечателен: «...Война — это кара Господня, / Наш искус в кровавой борьбе, / За то, что мы любим „сегодня“ / И молимся только себе...»
В антологии «Молитвы русских поэтов», составленной филологом Виктором Калугиным (издание 2011-го года), я отыскал пронзительное стихотворение Кондратьева о князе императорской крови Олеге Константиновиче Романове.
Этому храброму воину, поэту, выпускнику Царскосельского лицея, да ещё и первому инициатору факсимильного издания рукописей Пушкина, — мы посвящали одну из наших программ. ...Князю Олегу шёл всего лишь 22-й год жизни, когда он геройски отдал свою жизнь после ранения на поле боя Первой мировой.
И вот как писал о нём Александр Кондратьев:
Он шел на подвиг свой, как рыцарь,
добровольно
И пал геройски на посту.
В дни эти скорбные нам радостно и больно,
Что приобщился он к Кресту.
Тот Крест несет народ и верит твердо, свято
В Христа немеркнущий завет,
Что душу положить за друга и за брата, —
Священней этой жертвы нет.
К народу своему проникнутый любовью,
Как им взлелеянная новь,
Свой подвиг совершив, смешал
с народной кровью
Свою он царственную кровь...
Александр Кондратьев, из стихотворения «Светлой памяти Его Высочества князя Олега Константиновича», 1915-й год.
Как же я жалею друзья, что когда готовил для радио Вера литературную программу, посвящённую празднику Покрова Пресвятой Богородицы, — не знал ещё христианской, молитвенной лирики Александра Алексеевича Кондратьева...
Наш современник, поэт, ученый и тоже эмигрант Вадим Крейд чудесно писал, что в этом своём творчестве Александр Кондратьев — цитирую — «вдохновлялся благоговением — феномен редкий в поэзии нового времени».
Под защиту Твою прибегаем,
Богоматерь, спасенье людей,
Огради нас от бед и страстей
И укрой нас спасительным краем
Ризы чистой и светлой Твоей!
Труд и горе сложив за порогом,
Мы, чья вера в покров Твой жива,
В сельском храме старинном и строгом
Собрались перед Господом Богом
Во всерадостный день Покрова.
О Владычица, в тайной тревоге
На Тебя я надежду простёр,
На Тебя уповаю по Боге,
Будь на жизненной трудной дороге
Мне защитой Твой благостный взор!
О Пречистая Дева, Тобою
Слово Божие к нам рождено.
Пусть молитвой Твоей преблагою
В нашем сердце, объятом тоскою,
Светом радостным вспыхнет Оно!
Александр Кондратьев, «В День Покрова», октябрь 1919-го года.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых