— Маргарита Константиновна, добрый вечер! А я вас вспоминал!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич!
— Помните, мы с вами беседовали о картине Александра Иванова «Явление Христа народу»?
— Да, увлекательный был разговор!
— Сразу после него я купил художественный альбом «Шедевры русской живописи». И обнаружил, что у Иванова есть ещё одна работа «Явление Христа...»! Только уже не множеству людей, а одной лишь Марии Магдалине! Этот альбом у меня с собой, сейчас найду репродукцию (листает страницы). Вот, взгляните, на тёмном фоне лишь две фигуры — Мария и Христос. Разъясните, пожалуйста, почему живописец особо выделил эту ученицу Иисуса? Почему он отдельно написал явление Христа всему народу, и отдельно — Марии Магдалине?
— Эти две картины, Владимир Николаевич, нельзя отождествлять по названию. «Явление Христа народу» — собирательный образ человечества перед лицом Бога. Художник представил в нём множество различных реакций на встречу с Мессией. А «Явление Христа Марии Магдалине» — иллюстрация конкретного евангельского фрагмента. Того, где Мария встречает Иисуса в ночь Воскресения. Помните, наверное?
— Смутно. Поможете освежить в памяти этот сюжет?
— С радостью! Евангелист Иоанн подробно его описывает. Мария после погребения Иисуса пришла к пещере, где Его похоронили, и обнаружила пустой гроб. Спаситель стоял здесь же, но женщина не узнала Его, приняла за садовника. В слезах она спрашивала, куда унесли Тело Учителя. И тут Христос позвал Марию по имени, и у неё точно пелена спала с глаз. Магдалина узнала Иисуса и всем своим существом устремилась к Нему. Этот миг и запечатлел Александр Иванов в своей картине.
— И как запечатлел! Герои на полотне буквально живые! Складки одежд показаны так, что, кажется, ветер сейчас пошевелит их. А сколько неподдельного волнения в глазах Магдалины, в её фигуре. Припав на одно колено, она протягивает к Иисусу руки — и сердце сжимается от сочувствия, глядя на неё.
— В сердце Марии произошёл настоящий взрыв чувств. Только что она была безутешна, и вдруг такая радость! Магдалина первой на земле узнала о том, что Христос воскрес! Изобразить её состояние было непросто, но Александр Иванов справился с задачей. Художественный критик девятнадцатого века Александр Бенуа говорил, что в картине «Явление Христа Марии Магдалине» автор раскрыл себя не просто как виртуозный художник, но и как сердцеведец.
— Интересно, а что означает жест Христа на картине? Он протягивает к Магдалине руку ладонью вперёд, как будто останавливает её порыв.
— Так и есть. Апостол Иоанн приводит слова Иисуса, обращённые к Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему».
— Какая величественная тайна! Чтобы запечатлеть её в красках, нужна и юношеская дерзость, и мудрость зрелого человека. Интересно, в каком возрасте Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине»?
— Александр Андреевич закончил работу над полотном в 1835 году, ему исполнилось двадцать девять лет. Несмотря на молодость, за эту картину художник получил звание академика живописи.
— И я считаю — заслуженно! Хотя, чтобы уверенно это утверждать, хорошо бы увидеть полотно в подлиннике.
— Для этого придётся поехать в Санкт-Петербург. Картина Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» хранится в Русском музее.
— Что ж, я давно собирался в северную столицу. Свидание с шедевром — ещё один повод, чтобы туда отправиться!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер