— Маргарита Константиновна, добрый вечер! А я вас вспоминал!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич!
— Помните, мы с вами беседовали о картине Александра Иванова «Явление Христа народу»?
— Да, увлекательный был разговор!
— Сразу после него я купил художественный альбом «Шедевры русской живописи». И обнаружил, что у Иванова есть ещё одна работа «Явление Христа...»! Только уже не множеству людей, а одной лишь Марии Магдалине! Этот альбом у меня с собой, сейчас найду репродукцию (листает страницы). Вот, взгляните, на тёмном фоне лишь две фигуры — Мария и Христос. Разъясните, пожалуйста, почему живописец особо выделил эту ученицу Иисуса? Почему он отдельно написал явление Христа всему народу, и отдельно — Марии Магдалине?
— Эти две картины, Владимир Николаевич, нельзя отождествлять по названию. «Явление Христа народу» — собирательный образ человечества перед лицом Бога. Художник представил в нём множество различных реакций на встречу с Мессией. А «Явление Христа Марии Магдалине» — иллюстрация конкретного евангельского фрагмента. Того, где Мария встречает Иисуса в ночь Воскресения. Помните, наверное?
— Смутно. Поможете освежить в памяти этот сюжет?
— С радостью! Евангелист Иоанн подробно его описывает. Мария после погребения Иисуса пришла к пещере, где Его похоронили, и обнаружила пустой гроб. Спаситель стоял здесь же, но женщина не узнала Его, приняла за садовника. В слезах она спрашивала, куда унесли Тело Учителя. И тут Христос позвал Марию по имени, и у неё точно пелена спала с глаз. Магдалина узнала Иисуса и всем своим существом устремилась к Нему. Этот миг и запечатлел Александр Иванов в своей картине.
— И как запечатлел! Герои на полотне буквально живые! Складки одежд показаны так, что, кажется, ветер сейчас пошевелит их. А сколько неподдельного волнения в глазах Магдалины, в её фигуре. Припав на одно колено, она протягивает к Иисусу руки — и сердце сжимается от сочувствия, глядя на неё.
— В сердце Марии произошёл настоящий взрыв чувств. Только что она была безутешна, и вдруг такая радость! Магдалина первой на земле узнала о том, что Христос воскрес! Изобразить её состояние было непросто, но Александр Иванов справился с задачей. Художественный критик девятнадцатого века Александр Бенуа говорил, что в картине «Явление Христа Марии Магдалине» автор раскрыл себя не просто как виртуозный художник, но и как сердцеведец.
— Интересно, а что означает жест Христа на картине? Он протягивает к Магдалине руку ладонью вперёд, как будто останавливает её порыв.
— Так и есть. Апостол Иоанн приводит слова Иисуса, обращённые к Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему».
— Какая величественная тайна! Чтобы запечатлеть её в красках, нужна и юношеская дерзость, и мудрость зрелого человека. Интересно, в каком возрасте Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине»?
— Александр Андреевич закончил работу над полотном в 1835 году, ему исполнилось двадцать девять лет. Несмотря на молодость, за эту картину художник получил звание академика живописи.
— И я считаю — заслуженно! Хотя, чтобы уверенно это утверждать, хорошо бы увидеть полотно в подлиннике.
— Для этого придётся поехать в Санкт-Петербург. Картина Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» хранится в Русском музее.
— Что ж, я давно собирался в северную столицу. Свидание с шедевром — ещё один повод, чтобы туда отправиться!
Деяния святых апостолов
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, оказываться в настолько щепетильной ситуации, когда приходится подбирать буквально каждое слово — потому что вопрос настолько болезненный и непростой, что любая неточность или двусмысленность может привести к неисправимым последствиям?
Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 13-й главы Деяний святых апостолов — а именно речь апостола Павла перед иудеями в синагоге Антиохии Писидийской. Давайте послушаем и постараемся понять, почему эта речь апостола — исключительная.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
Апостол Павел хорошо понимал: перед ним — иудеи, для которых он — фигура неоднозначная, подозрительная. При этом окончательное мнение о Павле у них ещё не сложилось — и есть реальный шанс потенциальных врагов превратить в убеждённых сторонников. Вот почему апостол так тщательно подбирает слова, предлагая вполне понятную иудеям историософию — проводя слушателей через эпохи Авраама, Моисея, Судей, Давида, Самуила и других пророков — аккуратно подводя к Иисусу как исполнению чаяний и пророчеств.
Павел не пытается «оглушить» собравшихся в синагоге какой-то невероятной, фантастической для них вестью — но очень вдумчиво выстраивает логику своего повествования, чтобы слушатели сами были готовы согласиться с итоговым умозаключением — Иисус, распятый людьми и воскрешённый Богом-Отцом, и есть долгожданный Машиах, Мессия! Его воскресение и многократные явления — самое достоверное подтверждение этому!
К сожалению, среди современных миссионеров не часто приходится наблюдать такое же, как у апостола Павла, бережное и внимательное отношение к слушателям. Агрессивное миссионерство не особо-то интересуется тем, какие именно представления существуют в умах и сердцах далёких от веры людей: оно считает, что достаточно слово Христово упаковать в гиперактивность, добавить абсолютной уверенности в своей правоте и приправить навязчивостью — и желанный эффект будет получен! Если бы апостол в такой же логике действовал в синагоге — итог был бы плачевен: его бы просто растерзали! Но как мы знаем из дальнейшего повествования книги Деяний, именно такой, предельно корректный, дипломатичный посыл Павловой речи имел сильнейшее воздействие на иудеев: его просили приходить проповедовать в синагогу снова и снова, и очень многие стали его последователями.
В чём же заключался секрет апостола Павла? Он умел найти в умах слушателей общие точки соприкосновения, грамотно воздействуя на которые и можно было убедить слушателей в том, что поначалу было бы для них абсолютно неприемлемо. Вот к этому и хотелось бы подвести и всех нас, дорогие друзья: если наши слушатели не разделяют наших взглядов, то бессмысленно их дразнить и искушать тем, что для нас, возможно, самоочевидно. Гораздо лучше поискать хотя бы что-то общее — и уже отталкиваясь от этого, малыми шагами начинать двигаться туда, где говорить о Евангелии и Христе будет естественно и органично!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в Курской области и на Донбассе
Уже несколько недель добровольцы Русской Православной Церкви заботятся о людях в Курской области. О тех, кто приходит в центр комплексной социальной помощи и находится в пунктах временного размещения. Волонтёры ухаживают за пожилыми людьми, поддерживают пострадавших ласковым словом, передают гуманитарную помощь.
В одном из пунктов временного размещения доброволец Ирина Худякова встретила дедушку. Он лежал на кровати и не хотел ни с кем общаться. «Тоскует...» — подумала она. А позже выяснила, что его супругу отвезли в больницу, что-то серьёзное с ногой. Телефонов у супругов нет, связаться не могут.
«Дедушка так тосковал, что отказывался есть и буквально угасал на глазах», — рассказывает Ирина. «Надо ехать в больницу, а то дедуля совсем зачахнет — решила я. Поможем им поговорить по телефону», — продолжает волонтёр.
Бабуля лежала в кровати — худенькая, маленькая. У неё была угроза ампутации ноги, но к счастью, всё обошлось. Пожилая пациентка с приятным удивлением встретила Ирину, и от неё узнала, что супруг, сильно переживает. Доброволец предложила с ним поговорить, и бабуля обрадовалась. Они позвонили волонтёру в пункт временного размещения и попросили передать дедушке телефон. Долгожданная беседа состоялась. Прощаясь, бабушка тихо произнесла: «Люблю». «Не слышу»,— ответил дедуля. «Люблю! Жди! Скоро буду! И кушай там хорошо!» — повторила она громче, а муж согласился. После этого дедушка воспрял духом и даже стал улыбаться.
С поддержкой добровольцев люди обретают утешение и надежду на то, что всё непременно наладится. Присоединяйтесь к волонтёрам Русской Православной Церкви и помогайте людям в Курской области и на Донбассе. Узнать больше можно по телефону: 8-800-70-70-222.
Заполните анкету добровольца, перейдя по ссылке: https://forms.okocrm.com/01hh8b9bee49vsq8ywsv39d6m4
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Николай Чернышев
У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Клённиках, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Чернышёв.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, а также об удивительных людях, которые участвовали в возрождении церковной жизни в Москве в 90-годы прошлого века.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер