Многие из нас мечтают, чтобы наши дети были успешными. Часто мы планируем их путь задолго до того, как они сами смогут сделать выбор. Родители записывают своих чад в кружки, секции – «помогают определиться». Но, к сожалению, далеко не всегда родители способны увидеть, в чем настоящий талант их ребёнка.
Василий Иванович Суворов, отец знаменитого полководца, сам был военным. Он многого добился на службе и даже удостоился звания генерала. Естественно, Василий Иванович хотел, чтобы его единственный сын — Александр — пошёл по стопам отца. Но мальчик родился маленьким, хилым и очень болезненным. Василий Иванович из-за этого сильно расстраивался.
Дело в том, что в те годы любой военный должен был начинать со службы солдатом. Даже знать не могла «перепрыгнуть» через самые низшие чины. Обычно дворяне хитрили – ещё младенцами они записывали своих детей в полк, и тех через какое-то время повышали по званию. К 20 годам некоторые становились генералами. Понятно, что о настоящей службе, о солдатах, о том, как управлять армией, дворянские дети на самом деле ничего не знали. Василию Ивановичу, который прошёл все ступени службы, такой подход не нравился. Он хотел, чтобы его сын тоже испытал все тяготы военной жизни, узнал солдат перед тем, как будет ими командовать.
Но для настоящей военной службы нужно обладать завидным здоровьем и крепким телом. А у маленького Саши не было ни того, ни другого. Поэтому Василий Иванович с грустью отказался от мечты видеть сына во главе армии и стал готовить его к гражданской службе.
Саша же рос очень любознательным и активным мальчиком. Он рано выучился читать и стал брать книжки из отцовской библиотеки. А она была богата историческими произведениями, в которых описывались героические победы древних полководцев. Саша читал их с горящими глазами. Его игрушки теперь неизменно изображали карфагЕнян, которые сражались с рИмлянами, или македонцев, бьющихся с персами. Такие игры только ещё сильнее огорчали Василия Ивановича, который не хотел давать сыну ложную надежду. Отец стал запрещать ему заходить в библиотеку. Но Саша уже понял, чего он хочет больше всего. Пользуясь частыми отлучками отца из дома, он начал закаляться: бегать на рассвете по усыпанным росой полям, скакать до упаду на лошади. И конечно, читать книжки – по ночам, когда родители уже спали, или когда они были чем-то заняты. Василий Иванович сердился на сына каждый раз, когда замечал, что тот нарушает его запреты. Так бы и остаться мечте Саши невоплощённой, если бы не один случай.
В тот день Суворовы ждали к себе необычного гостя – Абрама Петровича Ганнибала, больше известного как арап Петра Великого. Этот человек, незаурядный инженер, тоже был военным и тоже удостоился звания генерала. С Василием Суворовым он дружил давно и интересовался судьбой его сына.
Ганнибал решил расспросить самого мальчика о его успехах. И был поражён обилием тех знаний, которыми спешил поделиться обрадованный Саша. Размахивая руками в порыве чувств, ребёнок восторженно пересказывал Плутарха и жаловался на упрямство Карла XII. Последнее особенно заинтересовало Ганнибала, и он спросил, в чём же ошибался шведский король. В ответ Абрам Петрович получил подробную критику действий Карла. Ганнибал задал ещё несколько вопросов и понял, что Саша вовсе не повторяет чьи-то заученные слова. «Поразительные способности! И этого мальчика готовят к гражданской службе? – возмущался воспитанник Петра I. – Его срочно надо записывать в полк, пока это дарование не потеряно для армии!»
Услышав такое, Василий Иванович смутился. Он-то давно поставил крест на военной карьере сына. Мнение Ганнибала Суворов ценил высоко, и поэтому после отъезда гостя принялся сам обучать Сашу. Теперь мальчику не только разрешили брать любые книги в любое время – Василий Иванович на занятия с ним каждый день отводил минимум час. Фортификация, артиллерия – всему этому Александр Суворов выучился от отца.
Благодаря сильной воле мальчику удалось закалить своё тело, а Василий Иванович дал ему нужные знания. Скоро он, увидев, насколько целеустремлён сын, записал его в полк. Александр сумел не сломаться и пройти этот путь полностью, став одним из величайших полководцев России. Но всё это было бы невозможно, если бы однажды отец не поверил в собственного ребёнка и не помог ему раскрыть свой талант.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер