«Смерть и горе ходили по земле, а я чувствовала себя невероятно счастливой», — так вспоминала Мария Покрышкина военное время. Именно в эти годы она встретила своего будущего мужа, знаменитого лётчика Александра Покрышкина. Александр и Мария прожили вместе более сорока лет, их военно-полевой роман перерос в крепкий семейный союз.
Осень 1942 года. Дагестан. Капитана авиации Александра Покрышкина совсем недавно перебросили сюда для тренировки на новых моделях самолётов. Как-то раз он оказался в санитарной части, чтобы навестить своего заболевшего однополчанина. В отделении в это время дежурила медсестра Мария Кожевникова, читавшая книгу при свете коптилки. «Миловидная девушка, даже в белом халате она выглядела элегантной. Волосы цвета спелой ржи красиво ниспадали на плечи. Приятный овал лица, открытый приветливый взгляд», — такой увидел Марию капитан Покрышкин и полюбил её с первого взгляда. И Марии сразу понравился этот высокий, широкоплечий, подтянутый офицер, с мужественным волевым лицом и большими серо-голубыми глазами. «В нём была какая-то серьёзность и основательность», - вспоминала девушка. Вскоре пациенты и врачи увидели, как в небе над лазаретом самолёт ЯК-СЕМЬ выполняет «бочку», фигуру высшего пилотажа. Александр Покрышкин пытался произвести впечатление на Марию. Смелость, а ещё доброта и честность молодого человека покорили девушку. Она ответила согласием на предложение руки и сердца.
До конца войны было ещё далеко. Александру и Марии долгое время пришлось жить врозь, поскольку они служили в разных подразделениях. В апреле 1944 года пути их боевых частей пересеклись. И Александр навестил свою возлюбленную в запорожском селе Черниговка. «Хватит жить врозь! Собирайся, поедем!» — сказал он, войдя в хату и обняв невесту. Они расписались без свидетелей и шампанского в местном ЗАГСе. Вскоре у Покрышкиных родилась дочь Светлана, а ещё спустя два года — сын Саша.
Александр Покрышкин в 1944 году был удостоен уже третьей звезды Героя Советского Союза, он стал известен на всю страну. Однажды во время торжественной встречи Александра Ивановича на его родине в Новосибирске, Мария вдруг испугалась: а что если я не нужна такому герою? Как будто прочитав её мысли, Александр сказал Марии: «Ты не беспокойся, ни о чем плохом не думай. Я такой же, как и был прежде. И я тебя люблю!» «Как будто какая-то ноша невероятной тяжести свалилась с моих плеч! — вспоминала она.
После войны Александр Иванович занимал руководящие должности в различных родах войск и в Министерстве обороны. По работе он много ездил по стране и заграницу. Отовсюду Марии летели трогательные письма: «Начинаю с главного — страшно по тебе скучаю. Без тебя так пусто кругом и ты постоянно идешь на ум. Моя дорогая может быть только такой хорошей, любящей, какой была всегда. Крепко целую тебя и передаю привет моим деткам. Папа».
Александр и Мария были верующими людьми и свою веру не афишировали. Они всегда жили очень скромно, никогда не пользовались именем Покрышкина, чтобы улучшить своё материальное положение. Александр Иванович часто повторял жене: «Мы с тобой, Мария, солдаты. Наше дело — Родине служить». Зато Покрышкины с радостью использовали высокий статус Александра Ивановича, чтобы оказать помощь тем, кто за ней обращался. Легендарному лётчику писали ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники нацистских лагерей, простые офицеры. Супруги помогали им найти жильё, устроиться на работу, оформить нужные пособия. Покрышкины знали о проблемах каждого из многочисленных подчиненных Александра Ивановича.
Уже после кончины супруга Мария Кузьминична писала в книге воспоминаний: «Благодарю Всевышнего, что он нам с Александром Ивановичем послал эти чувства, которые мы пронесли через всю жизнь!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер