Нередко можно услышать рассуждения о том, что первая любовь мимолётна, быстро проходит и оставляет лишь приятные воспоминания. Однако история знает примеры, когда первая любовь становится длиною во всю жизнь и никогда не прекращается.
Грузинская княжна Нина Чавчавадзе была совсем юной – ей не исполнилось и шестнадцати лет, однако по меркам девятнадцатого века она уже считалась невестой. Её нежная красота сводила с ума многих русских офицеров, которые посещали отца Нины, генерала и общественного деятеля. Один из военных писал о ней своему другу: «Видел ли я что-нибудь подобное? Нет, в мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта! Как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!» Пылкие признания в любви девушка игнорировала – мужчины её пока не интересовали. Все изменилось, когда к князю Чавчавадзе приехал его друг – Александр Грибоедов.
Нина хорошо помнила его – в детстве он дарил ей куклы и учил играть на фортепиано. Грибоедов, ожидавший увидеть всё ту же маленькую весёлую девочку, был ошеломлён произошедшими в Нине изменениями – перед ним предстала не девочка, а очаровательная и умная женщина. Знаменитый в России поэт и дипломат прекрасный пол немного недолюбливал – считал, что светские дамы уж слишком поверхностны. Но на этот раз всей его неприязни как будто не бывало. Грибоедов, у которого сентиментальность всегда вызывала ядовитую усмешку, без памяти влюбился.
Вскоре он решил признаться Нине. Её ответное чувство было для него неожиданностью – и великим счастьем. Позже подруга спрашивала у Нины, что она ощущала в тот момент. С трудом найдя слова, девушка сказала, что для неё все было как во сне – «Как солнечным лучом обожгло!»
В тот же день влюблённые получили благословение родственников и решили венчаться. Спешка была связана с тем, что Грибоедову в ближайшее время следовало поехать в Персию – его назначили туда российским послом.
Уже через два месяца пара обвенчалась в главном соборе Тифлиса. Перед отъездом к месту службы Грибоедов предложил молодой жене остаться у родителей – путь через горы всегда тяжёл, а с Персией у России тогда были напряжённые отношения. Но Нина категорически отказалась покидать мужа – разве для этого она выходила за него замуж?
Юная княжна выдержала долгое путешествие без жалоб, наоборот, с удовольствием, и Грибоедов восхищался терпением Нины. Однако в дороге стало понятно, что она беременна. Зная, что персы враждебно к нему относятся, Александр не рискнул везти жену до Тегерана и оставил её в Тебризе.
Мучаясь от разлуки, Грибоедов каждый день писал Нине письма. Ещё на полпути до столицы Персии он послал ей такие строчки: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя, как нельзя больше. Теперь я истинно испытываю, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым был кровно привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь - чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». Приехав в Тегеран, дипломат стремился как можно быстрее закончить свои дела, чтобы скорее соединиться с Ниной. Но этому не суждено было случиться. За несколько дней до его отъезда толпа разъярённых персов разгромила посольство, убив всех, кто в нём находился. Не избежал этой участи и Александр Грибоедов.
От Нины долгое время скрывали страшное известие. Но шли месяцы, и больше притворяться было нельзя. Когда Нина узнала о смерти мужа, у неё начались преждевременные роды. Ребенок, окрещённый Александром, не выжил.
Через несколько месяцев, придя в себя после двух жестоких ударов судьбы, шестнадцатилетняя Нина надела вдовье платье и уже никогда его не снимала. На могиле мужа она попросила вырезать ставшие знаменитыми слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Вернувшись на родину, Нина начала заниматься благотворительностью. За красоту, доброту и неизменный чёрный наряд её прозвали Черной розой Тифлиса. Несмотря на привлекательность, Нина больше не вышла замуж. Первая любовь стала для неё единственной и неугасающей. Она умерла спустя двадцать восемь лет после гибели мужа, отказавшись покидать заболевших холерой родных. Чувствуя приближение смерти, Нина не печалилась – она ждала скорого воссоединения с любимым мужем, который все время жил в её сердце.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер