Нередко можно услышать рассуждения о том, что первая любовь мимолётна, быстро проходит и оставляет лишь приятные воспоминания. Однако история знает примеры, когда первая любовь становится длиною во всю жизнь и никогда не прекращается.
Грузинская княжна Нина Чавчавадзе была совсем юной – ей не исполнилось и шестнадцати лет, однако по меркам девятнадцатого века она уже считалась невестой. Её нежная красота сводила с ума многих русских офицеров, которые посещали отца Нины, генерала и общественного деятеля. Один из военных писал о ней своему другу: «Видел ли я что-нибудь подобное? Нет, в мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта! Как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!» Пылкие признания в любви девушка игнорировала – мужчины её пока не интересовали. Все изменилось, когда к князю Чавчавадзе приехал его друг – Александр Грибоедов.
Нина хорошо помнила его – в детстве он дарил ей куклы и учил играть на фортепиано. Грибоедов, ожидавший увидеть всё ту же маленькую весёлую девочку, был ошеломлён произошедшими в Нине изменениями – перед ним предстала не девочка, а очаровательная и умная женщина. Знаменитый в России поэт и дипломат прекрасный пол немного недолюбливал – считал, что светские дамы уж слишком поверхностны. Но на этот раз всей его неприязни как будто не бывало. Грибоедов, у которого сентиментальность всегда вызывала ядовитую усмешку, без памяти влюбился.
Вскоре он решил признаться Нине. Её ответное чувство было для него неожиданностью – и великим счастьем. Позже подруга спрашивала у Нины, что она ощущала в тот момент. С трудом найдя слова, девушка сказала, что для неё все было как во сне – «Как солнечным лучом обожгло!»
В тот же день влюблённые получили благословение родственников и решили венчаться. Спешка была связана с тем, что Грибоедову в ближайшее время следовало поехать в Персию – его назначили туда российским послом.
Уже через два месяца пара обвенчалась в главном соборе Тифлиса. Перед отъездом к месту службы Грибоедов предложил молодой жене остаться у родителей – путь через горы всегда тяжёл, а с Персией у России тогда были напряжённые отношения. Но Нина категорически отказалась покидать мужа – разве для этого она выходила за него замуж?
Юная княжна выдержала долгое путешествие без жалоб, наоборот, с удовольствием, и Грибоедов восхищался терпением Нины. Однако в дороге стало понятно, что она беременна. Зная, что персы враждебно к нему относятся, Александр не рискнул везти жену до Тегерана и оставил её в Тебризе.
Мучаясь от разлуки, Грибоедов каждый день писал Нине письма. Ещё на полпути до столицы Персии он послал ей такие строчки: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя, как нельзя больше. Теперь я истинно испытываю, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым был кровно привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь - чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». Приехав в Тегеран, дипломат стремился как можно быстрее закончить свои дела, чтобы скорее соединиться с Ниной. Но этому не суждено было случиться. За несколько дней до его отъезда толпа разъярённых персов разгромила посольство, убив всех, кто в нём находился. Не избежал этой участи и Александр Грибоедов.
От Нины долгое время скрывали страшное известие. Но шли месяцы, и больше притворяться было нельзя. Когда Нина узнала о смерти мужа, у неё начались преждевременные роды. Ребенок, окрещённый Александром, не выжил.
Через несколько месяцев, придя в себя после двух жестоких ударов судьбы, шестнадцатилетняя Нина надела вдовье платье и уже никогда его не снимала. На могиле мужа она попросила вырезать ставшие знаменитыми слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Вернувшись на родину, Нина начала заниматься благотворительностью. За красоту, доброту и неизменный чёрный наряд её прозвали Черной розой Тифлиса. Несмотря на привлекательность, Нина больше не вышла замуж. Первая любовь стала для неё единственной и неугасающей. Она умерла спустя двадцать восемь лет после гибели мужа, отказавшись покидать заболевших холерой родных. Чувствуя приближение смерти, Нина не печалилась – она ждала скорого воссоединения с любимым мужем, который все время жил в её сердце.
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема