За окном сгущались ранние осенние сумерки. Накрапывал дождь. И от этого еще уютнее казалась небольшая, хорошо освещённая комната, где за медным русским самоваром пили чай владелец гжельского керамического завода Матвей Сидорович Кузнецов и внук великого поэта – Александр Александрович Пушкин.
Разговор шёл неторопливый. Как водится, обсудили погоду, дела общих знакомых, новости из свежих губернских газет. Но вот в беседе повисла пауза, и Александр Александрович понял, что пора переходить к главному.
- А знаете ли, Матвей Сидорович, я ведь задумал бесплатный санаторий для больных чахоткой построить. Есть немного своих сбережений, да и, знакомый наш, купец Марков – Царство ему Небесное – оставил денег на благое дело. Не желаете ли и Вы присоединиться к доброму начинанию?
Лицо его собеседника преобразилось. Он широко улыбнулся и доверительно протянул Пушкину руку.
Александр Александрович был четвертым ребёнком в семье сына поэта Пушкина - тоже Александра. Внука назвали в честь великого деда, а крёстной стала бабушка – Наталья Николаевна Гончарова. Молодой человек с отличием окончил Пажеский корпус в Петербурге, несколько лет служил в драгунском полку в Пятигорске. Оставив службу в чине поручика, он переехал на постоянное место жительство в имение отца - село Малое Ивановское Бронницкого уезда Московской губернии.
Здесь деятельный молодой человек активно включился в общественную жизнь. Поступив на службу земским начальником по судебно-административным делам, он вскоре становится гласным Бронницкого Уездного собрания, а в тысяча восемьсот девяносто седьмом году избирается председателем Бронницкой земской Управы.
Положительные перемены в уездной жизни стали происходить практически сразу, как только Пушкин занял пост главы земства. Одними из первых их ощутили в сфере образования. На собственные, хотя и небольшие средства, Александр Александрович взялся поддерживать сельские школы. Спустя более ста лет, хранят память о его щедрой помощи школы сёл Никоновское, Воскресенское, Колупаево. В Авдотьине, где школы не было вообще, Александр Пушкин инициировал и материально поддержал её строительство.
Конечно, собственных денег хватало далеко не на все задумки. Внук поэта не владел капиталами, и потому часто обращался с призывом о помощи к влиятельным и богатым людям земства. Как правило, такие неравнодушные просьбы всеми уважаемого и любимого уездного головы быстро находили отклик. В результате, совместными усилиями Пушкина и бронничан, к тысяча девятьсот одиннадцатому году в уезде открылось двадцать семь училищ, церковно-приходская школа, мужская и женская гимназии, а также городская библиотека, на строительство которой Александр Пушкин пожертвовал немалую сумму из собственных средств.
Бесплатный санаторий для больных туберкулёзом стал ещё одним начинанием, в которое Пушкин вложил едва ли не все свои сбережения. При помощи гжельского заводчика Маркова, завещавшего некоторую сумму на строительство санатория, а также фабриканта Матвея Кузнецова, неожиданно поддержавшего за тем памятным чаепитием идею Пушкина, туберкулёзный санаторий на восемнадцать коек в селе Коняшино был построен! Чудом не уничтоженный в годы революции, он ещё много лет достойно прослужил и советской медицине.
Так вышло, что именно от туберкулёза скончался сам Александр Александрович. Ему было всего пятьдесят три. Он оставил о себе по-настоящему светлую память. Уездный голова был похоронен на старом кладбище в Бронницах, рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы, который он очень любил и которому, без лишней огласки, много помогал. Остаток своих сбережений Пушкин завещал истратить на благотворительные цели. Огромную личную библиотеку деда, насчитывающую более трех с половиной тысяч томов с автографами, пометками и рисунками великого поэта, Александр Александрович еще в тысяча девятьсот шестом году передал в дар Пушкинскому дому в Петербурге.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»