
Писатель Альберт Лиханов, лауреат Патриаршей литературной премии и Международной премии имени Януша Корчака, однажды признался, что боится «выпасть из детства». Наверное, неудивительно, что человек, всю свою жизнь посвятивший защите и просвещению детей, учредивший Российский детский фонд, помогающий детским домам, реабилитационным центрам и библиотекам — и сам в душе немного ребёнок. Иначе как бы ему удавалось писать такие пронзительные, захватывающие и запоминающиеся произведения о детстве — как, например, повесть «Последние холода».
Эта, пожалуй, одна из самых известных книг Альберта Лиханова, впервые увидела свет в 1984 году. А совсем недавно её очередное переиздание вышло в издательстве «Детская литература». Однако интересно, что на интернет-форумах отзывы пишут по большей части взрослые читатели. И уверяют, что перечитав «Последние холода» уже в зрелом возрасте, они даже острее, чем в юности, смогли прочувствовать всю глубину и художественную силу произведения.
В том, что повесть действительно невероятно сильная, можно убедиться с первых же страниц. Прежде всего, поражает простота повествования, ведь рассказ ведётся от лица ребёнка. У книги чистый, тонкий и звучный литературный язык — хочется читать, не отрываясь. Кстати, это вполне возможно — по объёму повесть совсем небольшая. Но трогает она до глубины души.
Сюжет её таков: последний год войны. Голод подкрадывается даже к более-менее благополучному городу в глубоком тылу, где живёт третьеклассник по имени Коля со своей мамой и бабушкой. Женщины изо всех сил стараются, чтобы у мальчика была еда, и Коля вроде бы не голодает, но и полностью сытым тоже никогда не бывает. Однажды школа выделяет мальчику талоны на дополнительное питание. После уроков Коля идёт в специальную столовую, и... словно попадает в другой мир. Мир, где за кусок хлеба готовы драться едва ли не насмерть. Там Коля знакомится с Вадькой и его младшей сестрой Марьей — они приходят в столовую попрошайничать. Мальчик делится с ними своей порцией. Постепенно между ребятами завязывается дружба.
Удивительно, но на вопрос, о чём повесть Альберта Лиханова «Последние холода»? — совсем не хочется отвечать, что она — о голоде и войне. Потому что с каждой строчкой становится очевидно: книга совсем о другом. Например, о жертвенной любви: чтобы не волновать свою больную, лежащую в тифозном бараке маму, Вадик и Марья пишут ей в письмах, что у них всё хорошо, хотя сами в это время голодают. О людях, способных сострадать и помогать, даже когда сами в нужде: Колина мама, хоть это даётся ей нелегко, всё-таки находит способ поддержать новых друзей своего сына. Это повесть о добром сердце и душевном тепле, которые способны согреть в Последние холода.
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема