Муж да жена – одна душа, говорили раньше на Руси. Считалось, что семейная пара должна не только жить вместе, но и думать одинаково, заниматься одним делом. Святые супруги Акила и Прискилла, жившие во времена Иисуса Христа, следовали этому завету на протяжении всей жизни.
Прискилла была знатной римлянкой, Акила – простым иудеем-ремесленником из Понта. Они познакомились в Риме – городе, в который ведут все дороги, – и при первой же встрече поняли, что их судьбы соединены навсегда. Прискиллу многие осуждали за то, что она выходит замуж за человека, не равного ей по социальному статусу. Но девушка решила, что настоящая любовь намного важнее, и свадьба всё-таки состоялась.
Молодые жили счастливо, однако скоро к ним в дом пришли дурные вести. Император Клавдий издал указ изгнать из Рима всех иудеев, и Акила был вынужден покинуть город. Прискилла в такой ситуации имела право развестись с мужем и никуда не уезжать, однако даже не думала об этом. Жизнь без Акилы была для неё немыслимой, поэтому она спешно собрала вещи и последовала за любимым.
Супруги смогли найти пристанище только в Коринфе. В то время этот город славился разгулами и непристойным поведением жителей, но семье больше негде было жить, и им пришлось смириться. Они стали зарабатывать ремеслом Акилы – шитьём палаток, причём жена трудилась наравне с мужем, забыв о своём знатном происхождении. Её это не печалило, наоборот, семья сплотилась, преодолевая трудности. Поначалу в глазах Акилы появлялась грусть, когда он смотрел на Прискиллу. Он винил себя в лишениях, которые терпела его жена, и неспособности обеспечить ей достойное существование. Она же, замечая этот взгляд, улыбалась и успокаивала мужа. Они вместе, и у них всё хорошо. Кто знает, что с ними было бы, останься они в Риме? Прискилла верила, что во всём, что происходило с ними, есть особенный, пусть пока недоступный им смысл.
Через несколько лет супруги познакомились с апостолом Павлом, который приехал в Коринф. Павел тоже занимался изготовлением палаток и полтора года прожил у супругов, помогая им в этом ремесле. От своего гостя Акила и Прискилла узнали о христианстве и попросили его крестить их…
С тех пор они стали верными помощниками Павла. Апостол часто сокрушался по поводу беспутной жизни коринфян, но тут же напоминал себе, что именно здесь нашёл такую благочестивую пару, как Акила и Прискилла. Супруги устроили в своём доме маленький храм для тех, кто хотел помолиться. Видя умиротворённые лица христиан, глаза, в которых горело пламя веры, они поняли, что их призвание вовсе не в шитье палаток. И вскоре Акила и Прискилла отправились вместе с апостолом Павлом проповедовать слово Господне.
Рим, Коринф, Эфес, снова Рим и множество других городов – Акила и Прискилла постоянно переезжали. Они перестали жить для себя и думали о тех, кому нужна духовная помощь.
Святые супруги долго путешествовали, проповедуя жителям Римской империи христианскую веру. Со временем Акилу назначили епископом Гераклийским, он почитается и прославляется Православной Церковью как апостол от семидесяти. Однако благое дело святой семьи не нашло отклика в сердцах языческих правителей страны. Акила и Прискилла были схвачены и погибли смертью мучеников.
В Риме в честь благочестивых мужа и жены воздвигли храм, где хранятся их мощи. На иконах Акилу и Прискиллу часто изображают вместе, ведь они всегда делили на двоих всё, что у них было - и радости, и горести, и мученическую смерть, а поныне – и вечную жизнь.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема








