Муж да жена – одна душа, говорили раньше на Руси. Считалось, что семейная пара должна не только жить вместе, но и думать одинаково, заниматься одним делом. Святые супруги Акила и Прискилла, жившие во времена Иисуса Христа, следовали этому завету на протяжении всей жизни.
Прискилла была знатной римлянкой, Акила – простым иудеем-ремесленником из Понта. Они познакомились в Риме – городе, в который ведут все дороги, – и при первой же встрече поняли, что их судьбы соединены навсегда. Прискиллу многие осуждали за то, что она выходит замуж за человека, не равного ей по социальному статусу. Но девушка решила, что настоящая любовь намного важнее, и свадьба всё-таки состоялась.
Молодые жили счастливо, однако скоро к ним в дом пришли дурные вести. Император Клавдий издал указ изгнать из Рима всех иудеев, и Акила был вынужден покинуть город. Прискилла в такой ситуации имела право развестись с мужем и никуда не уезжать, однако даже не думала об этом. Жизнь без Акилы была для неё немыслимой, поэтому она спешно собрала вещи и последовала за любимым.
Супруги смогли найти пристанище только в Коринфе. В то время этот город славился разгулами и непристойным поведением жителей, но семье больше негде было жить, и им пришлось смириться. Они стали зарабатывать ремеслом Акилы – шитьём палаток, причём жена трудилась наравне с мужем, забыв о своём знатном происхождении. Её это не печалило, наоборот, семья сплотилась, преодолевая трудности. Поначалу в глазах Акилы появлялась грусть, когда он смотрел на Прискиллу. Он винил себя в лишениях, которые терпела его жена, и неспособности обеспечить ей достойное существование. Она же, замечая этот взгляд, улыбалась и успокаивала мужа. Они вместе, и у них всё хорошо. Кто знает, что с ними было бы, останься они в Риме? Прискилла верила, что во всём, что происходило с ними, есть особенный, пусть пока недоступный им смысл.
Через несколько лет супруги познакомились с апостолом Павлом, который приехал в Коринф. Павел тоже занимался изготовлением палаток и полтора года прожил у супругов, помогая им в этом ремесле. От своего гостя Акила и Прискилла узнали о христианстве и попросили его крестить их…
С тех пор они стали верными помощниками Павла. Апостол часто сокрушался по поводу беспутной жизни коринфян, но тут же напоминал себе, что именно здесь нашёл такую благочестивую пару, как Акила и Прискилла. Супруги устроили в своём доме маленький храм для тех, кто хотел помолиться. Видя умиротворённые лица христиан, глаза, в которых горело пламя веры, они поняли, что их призвание вовсе не в шитье палаток. И вскоре Акила и Прискилла отправились вместе с апостолом Павлом проповедовать слово Господне.
Рим, Коринф, Эфес, снова Рим и множество других городов – Акила и Прискилла постоянно переезжали. Они перестали жить для себя и думали о тех, кому нужна духовная помощь.
Святые супруги долго путешествовали, проповедуя жителям Римской империи христианскую веру. Со временем Акилу назначили епископом Гераклийским, он почитается и прославляется Православной Церковью как апостол от семидесяти. Однако благое дело святой семьи не нашло отклика в сердцах языческих правителей страны. Акила и Прискилла были схвачены и погибли смертью мучеников.
В Риме в честь благочестивых мужа и жены воздвигли храм, где хранятся их мощи. На иконах Акилу и Прискиллу часто изображают вместе, ведь они всегда делили на двоих всё, что у них было - и радости, и горести, и мученическую смерть, а поныне – и вечную жизнь.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Подлый принцип «все на одного» действует не только в нечестных школьных драках. Довольно часто такой подход имел и имеет место на более существенных уровнях жизни. Причём, жизни не только современной. Убедиться в этом легко, обратившись к тексту 82-го псалма, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Прозвучавший псалом был написан значительно позже и времени правления Давида, и даже времени правления его сына Соломона. Речь идёт о периоде царствования Иосафата, который управлял уже не целым Израильским государством, а его южным осколком — Иудеей. Дело в том, что после смерти Соломона царство еврейское разделилось. На северное и южное. И большое северное царство довольно быстро утратило истинную веру, впало в идолопоклонство, погрязло в пороках. Оно изнутри ослабло и оказалось завоёвано Ассирией.
Маленькая Иудея же довольно долго придерживалась истинной веры. И в Боге истинном находила и утешение, и защиту. В том числе военную. Псалом 82-й был написан, как уже было сказано, во времена Иосафата. А именно — когда против Иудеи выдвинулась мощная армия коалиции сразу нескольких государств и народов. Мы читаем в псалме: «Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: cеления Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира. И Ассур пристал к ним». Шансов не то, чтобы достойно противостоять, а просто отбиться, защититься от подобной коалиции было немного. Иудеи, осознав безвыходность положения, стали молиться — просить у Бога защиты. И произошло чудо.
Маленькое войско евреев победило значительно более сильного противника. Не благодаря физической силе, конечно, а благодаря праведности, силе веры. Сбылись слова псалма: «Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так, Господи, погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение». Прозвучавший псалом учит нас никогда не терять надежды, не падать духом. А ещё — держаться истинной веры. Не променивать настоящего Бога на богов ложных. В вере нет места для двоемыслия, для двоедушия.
Невозможно одновременно ходить в церковь и, например, дома раскладывать таро. Нельзя одновременно участвовать в таинствах Церкви и обращаться к служителям оккультизма. Только тот человек может надеяться на помощь Божию, кто сохраняет Богу верность до конца. Даже перед лицом непростых испытаний. Или как мы читаем в псалме: «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут, и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю».
Ветхозаветные евреи никогда не были самым сильным на Ближнем востоке народом, но жили в мире долгое время, потому что жили в чистоте веры и нравственности. И лишились своей страны, оказались в плену Ассирии и Вавилона тогда, когда Бога и свою веру предали. Давайте же будем держаться истинного Господа, и Он в ответ даст нам возможность жить в тишине и радости.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
Отдых для души. Галкина Виктория

Я очень устала от городской суеты: шум машин, торопящиеся привести посылку вовремя курьеры, спешащие на работу люди. В какой-то момент, я пришла домой и поняла: надо что-то менять. Только не ясно, что. Чувствовала внутри эмоциональное опустошение, отсутствие сил. Решила пойти в местный храм, помолиться. Обычно я не хожу туда, потому что езжу на службы к духовнику в другой город, но, когда нет времени или возможности ехать далеко, иду молиться в церковь рядом с домом.
Зашла в храм. Там — спокойствие и тишина. Только где-то над головой слышны напевы, словно ангельские. Я остановилась и заслушалась. Голоса доносились так тихо, что едва улавливались слова молитв. Оказалось, что это хор репетировал песнопения для предстоящей службы. Мелодии действительно были необычными, я впервые слышала такие гласы.
— Как хорошо! — подумала я.
Осмотрелась вокруг: прихожанки, перешёптываясь, убирали воск с подсвечников, протирали иконы, собирали букеты. Вроде, тоже суетились, но почему так спокойно и радостно было за этим наблюдать?
Я решила предложить свою помощь, подошла к одной из женщин и спросила:
— Добрый день, могу я вам помочь?
— Здравствуй, конечно, нам помощь никогда не помешает. Бери тряпочку и пойдем со мной, очень даже славно, что ты пришла. Как звать-то? — поинтересовалась она
— Ника — ответила я и направилась за женщиной.
Мне объяснили, что необходимо сделать, и я приступила к уборке. Как же мне понравился этот процесс! В повседневной жизни я не обращала внимание на детали икон, а когда начала протирать каждую, заметила много нового. Смогла прочитать все надписи, рассмотреть одежды, фон и лики, которые излучали добро и свет. С каждой минутой я чувствовала, как внутри меня воцаряется спокойствие и умиротворение, как радостно и легко становится на душе. Казалось, уже и не было усталости и плохого настроения, все улетучилось, стоило мне прийти в храм.
— Господи, благодарю тебя, за эту возможность прикоснуться к святым угодникам, послушать пение и просто отдохнуть — молилась я.
Уходя, чувствовала заряд энергии. Душа парила, я улыбалась, напевала запомнившийся мотив молитвы, мысленно благодарила Бога.
Конечно, я не перестала уставать от городского шума, но зато теперь точно знаю, куда идти, чтобы сохранять мир в душе. Иоан Златоуст говорил: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение