Издавна известна и популярна у нас песня, известная по первой строке – По диким степям Забайкалья. И есть там такие строки:
Долго я тяжкие цепи носил,
Долго скитался в горах Акатуя;
Старый товарищ бежать пособил —
Ожил я, волю почуя.
Шилка и Нерчинск не страшны теперь,
Горная стража меня не поймала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка — миновала.
Называют иногда эту песню еще «Бродяга», но с таким названием согласиться сложно. Потому что на самом-то деле песня поется от лица беглого каторжника. А упоминающиеся в ней Акатуй, Шилка и Нерчинск – суть населенные пункты и соответствующие им по названиям каторжные тюрьмы, находившиеся при рудниках Нерчинского горного округа.
Каторжная система в Восточной Сибири начала создаваться в начале XVIII века. Предполагалось, что в иестах этих будут отбывать наказание осужденные за наиболее тяжкие уголовные преступления. Первая - Зерентуйская каторжная тюрьма появилась при свинцово-серебряном руднике в селе Горный Зерентуй в 1739 году. А к началу XIX века сложилась уже целая система тюрем, рудников и заводов, которые управлялись Горным департаментом, а принадлежали Кабинету Его Императорского Величества. Соответственно, каторжане использовались и для добычи руды, и на литейных, и на соляных заводах, на строительстве и всевозможных хозяйственных работах.
Позже, с появлением в России свободомыслия, каторга перестала быть чисто уголовной. В обилии появились и политические заключенные. И первыми ласточками, если можно так выразиться, стали осужденные в 1825 году декабристы. Те самые, которым Пушкин посвятил свое стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Справедливости ради стоит сказать, что процветавшее мздоимство привело к тому, что небедные аристократы-декабристы «во глубину сибирских руд», то бишь в шахты и рудники, практически никогда и не спускались, кайлом не махали и тачку с рудою не возили.
А из известных людей, побывавших на Забайкальской каторге, стоит упомянуть, скажем, Чернышевского, эсерку Марию Спиридонову, Фани Каплан, позже стрелявшую в Ленина. Сиживал здесь и легендарный Григорий Иванович Котовский, который в силу неуёмности характера благополучно отсюда сбежал.
Ну а после Февральской революции 1917 года все политические заключённые были освобождены, Управление каторги ликвидировано.
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.