
Ахтырская икона Божией Матери / XVIII в. / г. Санкт-Петербург, Новодевичий монастырь
2 июля 1739 года в городке Ахтырка Харьковской губернии произошло необычайное событие. Во время сенокоса священник Покровской церкви увидел яркое свечение, исходившее от земли. Иерей обнаружил в высокой траве образ Божией Матери. Пречистая Дева, изображённая на иконе, стояла перед Распятием с молитвенно сложенными на груди руками.
Батюшка с благоговением перенёс святыню в храм. Найденную икону стали называть Ахтырской. Прихожане замечали, что периодически она озарялась светом. По молитвам перед явленным образом Богородицы совершались исцеления. Историю чудес записали и представили в Священный синод. В 1751 году Ахтырскую икону официально объявили чудотворной. Спустя три года поклониться чтимому образу в Ахтырку пожаловала императрица Елизавета Петровна. По указу её величества на месте обретения святыни построили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы с боковым приделом в честь Ахтырской иконы. Автором проекта этого храма стал прославленный архитектор Франческо Растрелли. Под сводами Покровского собора Ахтырский образ Божией Матери хранился до начала двадцатого века.
В 1903 году реликвию отправили в Санкт-Петербург на реставрацию. В дороге икону похитили неизвестные. Долгое время её местонахождение было покрыто тайной. Известия о том, что Ахтырская святыня нашлась, пришли в середине двадцатого столетия... из Китая! Русский эмигрант, художник Сергей Степанов, приобрёл древний образ у коллекционера в китайском городе Харбине.
В 1950 году владелец передал реликвию Комитету православной молодежи в Сан-Франциско. Эту организацию создали выходцы из России. В 1995 году харьковский митрополит Никодим (Руснак) побывал за океаном и привёз из Сан-Франциско список древней иконы для Покровского собора Ахтырки.
А спустя ещё пятнадцать лет благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, выкупил Ахтырскую святыню и привез её в Россию. Чудотворный образ Богородицы поместили в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Там он пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







