
Фото: Yan Savitsky/unsplash
Когда речь заходит о первых христианах, перед глазами встают образы мучеников — тех, кто не отрёкся от истинной веры в римских темницах или на аренах амфитеатров в окружении голодных львов. Однако жизнь большинства древних христиан не была отмечена видимым подвигом; она казалась такой же обычной, как и жизнь других людей их времени. Но как раз-таки об этом большинстве мы не знаем почти ничего! Буквально по крупинкам выудить из истории факты, позволяющие представить себе жизнь среднестатистического христианина во 2 веке от Рождества Христова, решил французский публицист Адальбер-Гюстав Аман. Результаты своих исследований он предъявил читателям в виде увлекательной научно-популярной книги, которую так и назвал: «Повседневная жизнь первых христиан».
Автор провёл поистине уникальную работу. Он проанализировал труды древних историков, археологические находки, Евангельские тексты апостольских посланий и другие доступные и авторитетные источники информации о жизни раннехристианских общин. На основании этого анализа он не просто изложил факты, но преподнёс их в форме своеобразной исторической реконструкции, развернув перед глазами читателя объёмную картину.
На первом плане этой картины — конечно же, Церковь. Древние христиане жили среди язычников, они постоянно подвергались угрозам со стороны властей. Однако, несмотря на это, продолжали встречаться друг с другом, чтобы укрепляться в вере и служить истинному Богу.
Вера определяла ритм жизни христианина. Так, например, с распорядком молитвы был тесно связан приём пищи. Христиане садились обедать вечером, когда завершались все их дневные заботы. Трапеза начиналась молитвой и завершалась благодарственным молебном. На обед гости могли приходить друг к другу без приглашения вместе с друзьями. Адальбер Гюстав Аман приводит любопытный пример меню одного из таких обедов, найденное при раскопках близ древнего города Карфагена: пирожки с яйцами, рыбные спинки и головы, дыни, лимоны, дробленая фасоль и проросший горох. Подробно, опираясь на факты, автор рассказывает и о том, как проходили Богослужения древних христиан, совершавшиеся обычно тайно в доме одного из членов общины. Вместе с верующими 2-го века читатели отпразднуют Пасху и побывают на свадебном пиру.
Читая книгу, понимаешь, что первые поколения христиан умели радоваться жизни, несмотря на постоянный риск и неуверенность в завтрашнем дне из-за преследования властей. Адальбер-Гюстав Аман объясняет этот феномен очень просто: центром всего существования этих людей была вера. И именно она приносила покой и радость в повседневную жизнь первых христиан.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема