
Татьяна Любомирская
У музыкантов есть понятия относительного и абсолютного слуха. Первым обладает большая часть населения. Люди просто слышат музыкальные звуки, не задумываясь о том, что это за ноты. Меньшинство, обладающее слухом абсолютным, ‒ это те, кто может сходу назвать, какие ноты звучат в сигнале сирены, в мелодии объявлений в аэропорту или метро. Попросите их спеть си-бемоль, и они это тут же сделают без помощи камертона, хотя, конечно, для этого необходимо знать нотную грамоту. Но даже не изучая ее, люди с абсолютным слухом почувствуют разницу, если привычная мелодия из вступительных титров любимой телепередачи вдруг прозвучит на полтона выше. А уж фальшивые ноты для таких людей ‒ особая боль. В общем, такая вот физиологическая особенность.
Господь подарил мне эту способность. Обозначение слуха как «абсолютный» в детстве грело мне сердце. Абсолютный значит совершенный. Даже песенку птицы я могу записать нотами! Разве не здорово?
Но однажды Господь показал мне, что существует еще один слух. Куда более совершенный, чем тот, которым я до сих пор гордилась. Более того, этим слухом обладаем мы все, хотя можем об этом и не знать. Это открытие пришло ко мне внезапно и стало одним из самых ярких и волнующих переживаний в жизни.
Прошлым летом я несколько дней провела в маленькой деревушке, затерянной далеко в горах. Я сознательно поехала туда в одиночестве, желая перезагрузиться после долгой напряженной работы, на которую ушли все мои силы и энергия. «Как хорошо! — Думала я, когда планировала эту поездку. — Буду ездить на экскурсии, читать, слушать музыку, познакомлюсь с местными жителями и другими туристами. Будет весело!».
Но удивительное дело: оказавшись в горах, я совершенно перехотела читать или общаться. Я целыми днями гуляла в одиночестве, дышала чистейшим горным воздухом и слушала тишину. А через какое-то время в этой царственной, великолепной тишине я вдруг услышала... свою душу.
Не мысли, не воспоминания, но какую-то тихую радость, которая живет во мне. Которой достаточно просто быть посреди этих гор, трав, цветов и солнца. Которая ничего не ищет, ни в чем не нуждается. Почему-то мне подумалось, что именно такими нас и задумывал Господь. Вот я, вот мир, а больше ничего не нужно. Какое-то особенное, тихое счастье переполняло меня до краев. Я захотела молиться, и моя мысленная молитва лилась так естественно и легко, точно я всегда это умела, хотя в повседневности мне обычно приходится себя заставлять, чтобы прочитать молитвенные правила.
Мы часто слышим упреки в адрес больших городов: мол, за суетой и шумом нам не удается прислушаться к самому себе. Зачем я живу? Чего хочу? Что чувствую? Хороший ли я человек? Оставшись наедине с природой, мы вдруг начинаем всё это осознавать. Более того, возникает понимание, что та часть души, которую в повседневности мы почти не слышим, стремится говорить с Богом. Наверно именно поэтому многие люди, ищущие Господа, выбирают отшельническую жизнь. Оказавшись в тишине и покое, мы слышим не только физическим слухом, но и духовным.
Слушая им, мы открываем поразительные вещи. Начинаем понимать свои хорошие и плохие стороны, свою сущность. Осознавать, что для счастья не нужна внешняя атрибутика. Достаточного того, что мы живы, дышим, кровь пульсирует по венам, а вокруг ‒ прекрасный Божий мир. Наконец, мы начинаем чувствовать близость Господа, и нам хочется говорить с Ним! Как же это радостно — обращаться к Богу по любви и желанию, а не потому, что считаешь своим долгом прочитать с десяток молитв, чтобы Господь исполнил твою просьбу.
В той горной деревушке я пережила этот поразительный опыт.
А потом всё закончилось. Я вернулась в Москву, и мой слух, настроенный на духовные частоты, звучащие в каждом из нас, снова притупился. Дни потекли своим чередом, голову заполнили рутинные мысли, в потоке которых я снова потеряла осознание себя и ту сердечную молитву. Как же научиться слушать тем духовным, истинно абсолютным слухом? Как не потерять это ощущение близости Бога? Наверно, у каждого из нас свой ответ на эти вопросы.
Я же отныне всегда прислушиваюсь к тишине.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер