
Татьяна Любомирская
У музыкантов есть понятия относительного и абсолютного слуха. Первым обладает большая часть населения. Люди просто слышат музыкальные звуки, не задумываясь о том, что это за ноты. Меньшинство, обладающее слухом абсолютным, ‒ это те, кто может сходу назвать, какие ноты звучат в сигнале сирены, в мелодии объявлений в аэропорту или метро. Попросите их спеть си-бемоль, и они это тут же сделают без помощи камертона, хотя, конечно, для этого необходимо знать нотную грамоту. Но даже не изучая ее, люди с абсолютным слухом почувствуют разницу, если привычная мелодия из вступительных титров любимой телепередачи вдруг прозвучит на полтона выше. А уж фальшивые ноты для таких людей ‒ особая боль. В общем, такая вот физиологическая особенность.
Господь подарил мне эту способность. Обозначение слуха как «абсолютный» в детстве грело мне сердце. Абсолютный значит совершенный. Даже песенку птицы я могу записать нотами! Разве не здорово?
Но однажды Господь показал мне, что существует еще один слух. Куда более совершенный, чем тот, которым я до сих пор гордилась. Более того, этим слухом обладаем мы все, хотя можем об этом и не знать. Это открытие пришло ко мне внезапно и стало одним из самых ярких и волнующих переживаний в жизни.
Прошлым летом я несколько дней провела в маленькой деревушке, затерянной далеко в горах. Я сознательно поехала туда в одиночестве, желая перезагрузиться после долгой напряженной работы, на которую ушли все мои силы и энергия. «Как хорошо! — Думала я, когда планировала эту поездку. — Буду ездить на экскурсии, читать, слушать музыку, познакомлюсь с местными жителями и другими туристами. Будет весело!».
Но удивительное дело: оказавшись в горах, я совершенно перехотела читать или общаться. Я целыми днями гуляла в одиночестве, дышала чистейшим горным воздухом и слушала тишину. А через какое-то время в этой царственной, великолепной тишине я вдруг услышала... свою душу.
Не мысли, не воспоминания, но какую-то тихую радость, которая живет во мне. Которой достаточно просто быть посреди этих гор, трав, цветов и солнца. Которая ничего не ищет, ни в чем не нуждается. Почему-то мне подумалось, что именно такими нас и задумывал Господь. Вот я, вот мир, а больше ничего не нужно. Какое-то особенное, тихое счастье переполняло меня до краев. Я захотела молиться, и моя мысленная молитва лилась так естественно и легко, точно я всегда это умела, хотя в повседневности мне обычно приходится себя заставлять, чтобы прочитать молитвенные правила.
Мы часто слышим упреки в адрес больших городов: мол, за суетой и шумом нам не удается прислушаться к самому себе. Зачем я живу? Чего хочу? Что чувствую? Хороший ли я человек? Оставшись наедине с природой, мы вдруг начинаем всё это осознавать. Более того, возникает понимание, что та часть души, которую в повседневности мы почти не слышим, стремится говорить с Богом. Наверно именно поэтому многие люди, ищущие Господа, выбирают отшельническую жизнь. Оказавшись в тишине и покое, мы слышим не только физическим слухом, но и духовным.
Слушая им, мы открываем поразительные вещи. Начинаем понимать свои хорошие и плохие стороны, свою сущность. Осознавать, что для счастья не нужна внешняя атрибутика. Достаточного того, что мы живы, дышим, кровь пульсирует по венам, а вокруг ‒ прекрасный Божий мир. Наконец, мы начинаем чувствовать близость Господа, и нам хочется говорить с Ним! Как же это радостно — обращаться к Богу по любви и желанию, а не потому, что считаешь своим долгом прочитать с десяток молитв, чтобы Господь исполнил твою просьбу.
В той горной деревушке я пережила этот поразительный опыт.
А потом всё закончилось. Я вернулась в Москву, и мой слух, настроенный на духовные частоты, звучащие в каждом из нас, снова притупился. Дни потекли своим чередом, голову заполнили рутинные мысли, в потоке которых я снова потеряла осознание себя и ту сердечную молитву. Как же научиться слушать тем духовным, истинно абсолютным слухом? Как не потерять это ощущение близости Бога? Наверно, у каждого из нас свой ответ на эти вопросы.
Я же отныне всегда прислушиваюсь к тишине.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 144. На струнах Псалтири
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. (Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.)
14 Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
16 Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема