
Антона Павловича Чехова часто называют мастером короткого сатирического рассказа. Это, безусловно, справедливо. Но всё-таки сатирой творчество классика никогда не ограничивалось. За этим фоном, за шутливыми интонациями его произведений, всегда ощущалась духовная глубина и любовь к человеку. Сочувствие к нему, сострадание. Исследователи творчества Чехова говорят прямо: многие тексты писателя наполнены подлинно христианским смыслом. Рассказы о любви в евангельском понимании этого слова – любви к ближнему – мы найдём под обложкой сборника произведений Антона Павловича Чехова, который называется «Святая простота».
Заглавие книга получила по одноимённому рассказу. В котором мы становимся свидетелями одного дня из жизни провинциального священника, отца Саввы Же́злова. К пожилому батюшке приезжает в гости сын, которого он не видел уже лет этак пятнадцать. Молодой человек теперь столичный житель, адвокат. Собственно, он и к отцу заглянул по чистому совпадению: его пригласили в родной когда-то город защищать в суде чиновника. Священник был рад до беспамятства. Он не отходил от сына, расспрашивал его о столичной жизни, радовался тому, каким образованным и уважаемым человеком он стал. А «уважаемый человек» разговаривал с отцом словно нехотя, небрежно, свысока. Простой, в сущности, сюжет, который можно пересказать парой строчек, под чеховским пером приобретает пронзительную глубину. До слёз поражает финал рассказа. Священник, который так и не смог получить от сына хоть немного тепла в ответ на свою любовь и радость, вдруг видит на вешалке в передней его шубу. «Не помня себя от родительского восторга, он охватил обеими руками шубу и принялся обнимать её, целовать, крестить, словно это была не шуба, а сам сын», - читаем мы у Чехова, и понимаем: отец простил сыну пренебрежение и любовь его не ослабела, несмотря ни на что.
«Бог есть любовь», - эта простая и прекрасная евангельская истина лежит в основе чеховских текстов, которые собраны в книге «Святая простота». Во весь голос звучит она в произведении «Рассказ старшего садовника». Его герой, пожилой цветовод Михаил Карлович, рассказывает собеседникам старинную легенду о докторе, которого любили все вокруг. И произносит удивительные слова: «Бог радуется, когда веруют, что человек — его образ и подобие. И скорбит, если о людях судят хуже, чем о собаках. Вера воспитывает в нас великодушные чувства и побуждает любить и уважать каждого человека». Этому у героев Антона Павловича Чехова попробуем научиться и мы, прочитав книгу «Святая простота» - рассказы о настоящей, светлой любви, которая раскрывает в наших душах всё лучшее.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема