
Светлана Бакулина
Первое время, когда я только пришла в храм, никак не могла понять почему изображённые на иконах люди — святые. Я слышала множество увлекательных истории от прихожан. Одни рассказывали про бесконечные чудеса, как им помогают молитвы святых, как они подходили к мощам и чувствовали Божью благодать, которая от этих святых мощей исходит. Но я смотрела на них вопросительным взглядом. Мне было сложно поверить даже в то, что такие люди вообще существовали, а уж тем более в их особые способности помогать другим.
Как объяснить материалисту что такое мощи святых? Как поверить в то, что ты не видел и не понимаешь? Подходила к иконам снова и снова, всматривалась. В школе я очень любила историю и этот факт мне помог рассуждать логично.
В один из дней, когда я смотрела на икону святых Киприана и Иустинии, в голове вдруг появилась мысль: Ну, а почему вот я, например, бесспорно верю в то, что Иван Грозный существовал, хотя лично мы не были с ним знакомы? А в святых, о существовании которых свидетельствуют люди на протяжении нескольких сотен лет, я поверить не могу? Как-то несправедливо.
И Александр Невский мне вроде бы со школы давно знаком, и Дмитрий Донской, а уж святой страстотерпец царь Николай Второй вообще современник моей прабабушки.
Уже с интересом я продолжала ходить по храму, изучая святых, чьи мощи и иконы были передо мной. Читала про исторические времена, в которых они жили. Сопоставила факты из курса истории. Всё сошлось.
Вот это чудо! — подумала я. Но настоящее чудо произошло чуть позже.
На часть вопросов я уже нашла ответ, но оставалась ещё часть:
«Как святые могут мне помогать, если я их даже не знаю?»
Я подошла к иконе Серафима Саровского. Рядом с ней стояла женщина и молилась. Услышав мои шаги, она повернулась и вдруг задала мне вопрос:
— Вы знаете этого святого?
— Нет. Я ничего о нём не знаю
— А в Дивеево были?
— Да, была как-то в детстве.
— Вот так бывает: ты не знаешь святого, а он знает и о тебе молится — сказала она с улыбкой и тихо ушла.
Эти слова сильно поразили меня. Я стояла смотрела на образ Серафима Саровского. Стала вспоминать, как в детстве папа подводил меня к мощам святого, что-то рассказывал про него. Ничего не было понятно, но было так приятно от одного только доброго воспоминания об этом. В этот момент я почувствовала такую теплоту, глядя на икону. Будто бы это человек из моего детства, кто-то очень родной и знакомый, а мысль что он тоже помнит меня грела ещё сильнее.
«Вот это действительно неожиданно!» — подумала я. Ещё вчера в моей голове не могли уложиться все эти факты, а уже сегодня я выхожу из храма с твёрдой уверенностью, что передо мной иконы святых людей.
Это чувство сложно описать, как вкус мороженного. О нём можно много рассказывать другим, но реально ощутить — только попробовав. И я пошла изучать, какие есть ближайшие паломнические поездки до Дивеева.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема