
Светлана Бакулина
Первое время, когда я только пришла в храм, никак не могла понять почему изображённые на иконах люди — святые. Я слышала множество увлекательных истории от прихожан. Одни рассказывали про бесконечные чудеса, как им помогают молитвы святых, как они подходили к мощам и чувствовали Божью благодать, которая от этих святых мощей исходит. Но я смотрела на них вопросительным взглядом. Мне было сложно поверить даже в то, что такие люди вообще существовали, а уж тем более в их особые способности помогать другим.
Как объяснить материалисту что такое мощи святых? Как поверить в то, что ты не видел и не понимаешь? Подходила к иконам снова и снова, всматривалась. В школе я очень любила историю и этот факт мне помог рассуждать логично.
В один из дней, когда я смотрела на икону святых Киприана и Иустинии, в голове вдруг появилась мысль: Ну, а почему вот я, например, бесспорно верю в то, что Иван Грозный существовал, хотя лично мы не были с ним знакомы? А в святых, о существовании которых свидетельствуют люди на протяжении нескольких сотен лет, я поверить не могу? Как-то несправедливо.
И Александр Невский мне вроде бы со школы давно знаком, и Дмитрий Донской, а уж святой страстотерпец царь Николай Второй вообще современник моей прабабушки.
Уже с интересом я продолжала ходить по храму, изучая святых, чьи мощи и иконы были передо мной. Читала про исторические времена, в которых они жили. Сопоставила факты из курса истории. Всё сошлось.
Вот это чудо! — подумала я. Но настоящее чудо произошло чуть позже.
На часть вопросов я уже нашла ответ, но оставалась ещё часть:
«Как святые могут мне помогать, если я их даже не знаю?»
Я подошла к иконе Серафима Саровского. Рядом с ней стояла женщина и молилась. Услышав мои шаги, она повернулась и вдруг задала мне вопрос:
— Вы знаете этого святого?
— Нет. Я ничего о нём не знаю
— А в Дивеево были?
— Да, была как-то в детстве.
— Вот так бывает: ты не знаешь святого, а он знает и о тебе молится — сказала она с улыбкой и тихо ушла.
Эти слова сильно поразили меня. Я стояла смотрела на образ Серафима Саровского. Стала вспоминать, как в детстве папа подводил меня к мощам святого, что-то рассказывал про него. Ничего не было понятно, но было так приятно от одного только доброго воспоминания об этом. В этот момент я почувствовала такую теплоту, глядя на икону. Будто бы это человек из моего детства, кто-то очень родной и знакомый, а мысль что он тоже помнит меня грела ещё сильнее.
«Вот это действительно неожиданно!» — подумала я. Ещё вчера в моей голове не могли уложиться все эти факты, а уже сегодня я выхожу из храма с твёрдой уверенностью, что передо мной иконы святых людей.
Это чувство сложно описать, как вкус мороженного. О нём можно много рассказывать другим, но реально ощутить — только попробовав. И я пошла изучать, какие есть ближайшие паломнические поездки до Дивеева.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов