Первое время, когда я только пришла в храм, никак не могла понять почему изображённые на иконах люди — святые. Я слышала множество увлекательных истории от прихожан. Одни рассказывали про бесконечные чудеса, как им помогают молитвы святых, как они подходили к мощам и чувствовали Божью благодать, которая от этих святых мощей исходит. Но я смотрела на них вопросительным взглядом. Мне было сложно поверить даже в то, что такие люди вообще существовали, а уж тем более в их особые способности помогать другим.
Как объяснить материалисту что такое мощи святых? Как поверить в то, что ты не видел и не понимаешь? Подходила к иконам снова и снова, всматривалась. В школе я очень любила историю и этот факт мне помог рассуждать логично.
В один из дней, когда я смотрела на икону святых Киприана и Иустинии, в голове вдруг появилась мысль: Ну, а почему вот я, например, бесспорно верю в то, что Иван Грозный существовал, хотя лично мы не были с ним знакомы? А в святых, о существовании которых свидетельствуют люди на протяжении нескольких сотен лет, я поверить не могу? Как-то несправедливо.
И Александр Невский мне вроде бы со школы давно знаком, и Дмитрий Донской, а уж святой страстотерпец царь Николай Второй вообще современник моей прабабушки.
Уже с интересом я продолжала ходить по храму, изучая святых, чьи мощи и иконы были передо мной. Читала про исторические времена, в которых они жили. Сопоставила факты из курса истории. Всё сошлось.
Вот это чудо! — подумала я. Но настоящее чудо произошло чуть позже.
На часть вопросов я уже нашла ответ, но оставалась ещё часть:
«Как святые могут мне помогать, если я их даже не знаю?»
Я подошла к иконе Серафима Саровского. Рядом с ней стояла женщина и молилась. Услышав мои шаги, она повернулась и вдруг задала мне вопрос:
— Вы знаете этого святого?
— Нет. Я ничего о нём не знаю
— А в Дивеево были?
— Да, была как-то в детстве.
— Вот так бывает: ты не знаешь святого, а он знает и о тебе молится — сказала она с улыбкой и тихо ушла.
Эти слова сильно поразили меня. Я стояла смотрела на образ Серафима Саровского. Стала вспоминать, как в детстве папа подводил меня к мощам святого, что-то рассказывал про него. Ничего не было понятно, но было так приятно от одного только доброго воспоминания об этом. В этот момент я почувствовала такую теплоту, глядя на икону. Будто бы это человек из моего детства, кто-то очень родной и знакомый, а мысль что он тоже помнит меня грела ещё сильнее.
«Вот это действительно неожиданно!» — подумала я. Ещё вчера в моей голове не могли уложиться все эти факты, а уже сегодня я выхожу из храма с твёрдой уверенностью, что передо мной иконы святых людей.
Это чувство сложно описать, как вкус мороженного. О нём можно много рассказывать другим, но реально ощутить — только попробовав. И я пошла изучать, какие есть ближайшие паломнические поездки до Дивеева.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.