Первое время, когда я только пришла в храм, никак не могла понять почему изображённые на иконах люди — святые. Я слышала множество увлекательных истории от прихожан. Одни рассказывали про бесконечные чудеса, как им помогают молитвы святых, как они подходили к мощам и чувствовали Божью благодать, которая от этих святых мощей исходит. Но я смотрела на них вопросительным взглядом. Мне было сложно поверить даже в то, что такие люди вообще существовали, а уж тем более в их особые способности помогать другим.
Как объяснить материалисту что такое мощи святых? Как поверить в то, что ты не видел и не понимаешь? Подходила к иконам снова и снова, всматривалась. В школе я очень любила историю и этот факт мне помог рассуждать логично.
В один из дней, когда я смотрела на икону святых Киприана и Иустинии, в голове вдруг появилась мысль: Ну, а почему вот я, например, бесспорно верю в то, что Иван Грозный существовал, хотя лично мы не были с ним знакомы? А в святых, о существовании которых свидетельствуют люди на протяжении нескольких сотен лет, я поверить не могу? Как-то несправедливо.
И Александр Невский мне вроде бы со школы давно знаком, и Дмитрий Донской, а уж святой страстотерпец царь Николай Второй вообще современник моей прабабушки.
Уже с интересом я продолжала ходить по храму, изучая святых, чьи мощи и иконы были передо мной. Читала про исторические времена, в которых они жили. Сопоставила факты из курса истории. Всё сошлось.
Вот это чудо! — подумала я. Но настоящее чудо произошло чуть позже.
На часть вопросов я уже нашла ответ, но оставалась ещё часть:
«Как святые могут мне помогать, если я их даже не знаю?»
Я подошла к иконе Серафима Саровского. Рядом с ней стояла женщина и молилась. Услышав мои шаги, она повернулась и вдруг задала мне вопрос:
— Вы знаете этого святого?
— Нет. Я ничего о нём не знаю
— А в Дивеево были?
— Да, была как-то в детстве.
— Вот так бывает: ты не знаешь святого, а он знает и о тебе молится — сказала она с улыбкой и тихо ушла.
Эти слова сильно поразили меня. Я стояла смотрела на образ Серафима Саровского. Стала вспоминать, как в детстве папа подводил меня к мощам святого, что-то рассказывал про него. Ничего не было понятно, но было так приятно от одного только доброго воспоминания об этом. В этот момент я почувствовала такую теплоту, глядя на икону. Будто бы это человек из моего детства, кто-то очень родной и знакомый, а мысль что он тоже помнит меня грела ещё сильнее.
«Вот это действительно неожиданно!» — подумала я. Ещё вчера в моей голове не могли уложиться все эти факты, а уже сегодня я выхожу из храма с твёрдой уверенностью, что передо мной иконы святых людей.
Это чувство сложно описать, как вкус мороженного. О нём можно много рассказывать другим, но реально ощутить — только попробовав. И я пошла изучать, какие есть ближайшие паломнические поездки до Дивеева.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема