Первое время, когда я только пришла в храм, никак не могла понять почему изображённые на иконах люди — святые. Я слышала множество увлекательных истории от прихожан. Одни рассказывали про бесконечные чудеса, как им помогают молитвы святых, как они подходили к мощам и чувствовали Божью благодать, которая от этих святых мощей исходит. Но я смотрела на них вопросительным взглядом. Мне было сложно поверить даже в то, что такие люди вообще существовали, а уж тем более в их особые способности помогать другим.
Как объяснить материалисту что такое мощи святых? Как поверить в то, что ты не видел и не понимаешь? Подходила к иконам снова и снова, всматривалась. В школе я очень любила историю и этот факт мне помог рассуждать логично.
В один из дней, когда я смотрела на икону святых Киприана и Иустинии, в голове вдруг появилась мысль: Ну, а почему вот я, например, бесспорно верю в то, что Иван Грозный существовал, хотя лично мы не были с ним знакомы? А в святых, о существовании которых свидетельствуют люди на протяжении нескольких сотен лет, я поверить не могу? Как-то несправедливо.
И Александр Невский мне вроде бы со школы давно знаком, и Дмитрий Донской, а уж святой страстотерпец царь Николай Второй вообще современник моей прабабушки.
Уже с интересом я продолжала ходить по храму, изучая святых, чьи мощи и иконы были передо мной. Читала про исторические времена, в которых они жили. Сопоставила факты из курса истории. Всё сошлось.
Вот это чудо! — подумала я. Но настоящее чудо произошло чуть позже.
На часть вопросов я уже нашла ответ, но оставалась ещё часть:
«Как святые могут мне помогать, если я их даже не знаю?»
Я подошла к иконе Серафима Саровского. Рядом с ней стояла женщина и молилась. Услышав мои шаги, она повернулась и вдруг задала мне вопрос:
— Вы знаете этого святого?
— Нет. Я ничего о нём не знаю
— А в Дивеево были?
— Да, была как-то в детстве.
— Вот так бывает: ты не знаешь святого, а он знает и о тебе молится — сказала она с улыбкой и тихо ушла.
Эти слова сильно поразили меня. Я стояла смотрела на образ Серафима Саровского. Стала вспоминать, как в детстве папа подводил меня к мощам святого, что-то рассказывал про него. Ничего не было понятно, но было так приятно от одного только доброго воспоминания об этом. В этот момент я почувствовала такую теплоту, глядя на икону. Будто бы это человек из моего детства, кто-то очень родной и знакомый, а мысль что он тоже помнит меня грела ещё сильнее.
«Вот это действительно неожиданно!» — подумала я. Ещё вчера в моей голове не могли уложиться все эти факты, а уже сегодня я выхожу из храма с твёрдой уверенностью, что передо мной иконы святых людей.
Это чувство сложно описать, как вкус мороженного. О нём можно много рассказывать другим, но реально ощутить — только попробовав. И я пошла изучать, какие есть ближайшие паломнические поездки до Дивеева.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
24 января. О человеческой жажде справедливости и милости Божьей
Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Суд без милости не оказавшему милости».
О человеческой жажде справедливости и милости Божьей — священник Алексий Дудин.
Для того, чтобы разобраться, что значат эти слова, нам нужно помнить две вещи. Первое — это то, что наш Господь более милосерд, чем справедлив. И действительно, если было бы иначе, мы не смогли бы ответить перед Богом за свои беззакония, за свои грехи. Все, что у нас есть доброго, нам дал Господь, а все, что у нас есть худого, по сути дела, это следствие нашего своеволия и того, что мы не исполняем заповеди Божии.
Что же такое милость? Мы знаем, что те дела, которые мы творим, являются следствием нашего внутреннего, духовного состояния. И когда апостол дальше в этом послании добавляет, что вера без дел мертва, он имеет в виду то, что наша милость должна быть выражена в делах по отношению к нашим ближним. Если мы милуем других, то нас тоже помилует Господь. Если мы творим дела милости, то Господь эту милость окажет и нам грешным. Если же мы оставляем этот путь и начинаем требовать какого-то законного отношения к другим, то Господь по закону будет судить и нас, и тогда уже нам будет нечем оправдаться.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О подвиге преподобного Феодосия Антиохийского
Сегодня 24 января. Церковь чтит память преподобного Феодосия Антиохийского, жившего в пятом веке.
О его подвиге — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный путь подвижничества, поселившись в малой кельи на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Своё тело святой утруждал поклонами, лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжёлые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами, поста и молитвы он победил страсти, много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением верёвок. На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. С особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь бога Феодосиева. Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укращались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О предстательстве Богородицы
Сегодня 24 января. Церковь чтит Елецкую Икону Божией Матери.
О предстательстве Богородицы — священник Стахий Колотвин.
В истории было неоднократно, когда люди уповали на какую-то святыню, но не соотносили праведность своей жизни, а точнее, увы, неправедность, с тем, что ты недостойно рядом с этой святыней находиться. Ведь Елецкая икона Божией Матери по преданию добыта в Чернигове, и даже прошлое название Черниговская. А как она в Ельце оказалась? Чернигов разграбили, разрушили. Вот в Елеце ее и спасли. Смотрим обратно и видим, а так это была икона еще у самого Антония Печерского в Киеве! А как же из Киева ее ученики преподобного Антония отдали-то, ну, такую великую святыню? Так тоже нет хорошей жизни. Значит, тоже пришли, разграбили, разрушили. А как же? И неужто святыня не защитила? Так не святыня защищает нас, а сама Пресвятая Богородица. Но защищает нас от земных проблем только тогда, когда решение этих земных проблем не помешает решению проблем нашей души. А если наши земные проблемы нам ниспосланы Богом для того, чтобы душу исправить, то нам придется через этот путь пройти.
Если ты не хочешь каяться, пока у тебя все хорошо, и молишься перед чудотворной иконой, то Пресвятая Богородица обязательно тебе поможет. Но поможет она тем, что ты пройдешь через какие-то страдания, задумаешься и подумаешь, ой, Пресвятая Богородица, лучше я буду жить праведно и приходить тебя почаще благодарить.
Все выпуски программы Актуальная тема