Когда я стал преподавать в семинарии, каждая очередная лекция была событием. Мощный выброс адреналина, балансирование между отчаянием и эйфорией, и, конечно же, огромное желание рассказать студентам как можно больше всего самого интересного. Но, увы, почему-то, несмотря на все мои неимоверные усилия, студенты быстро сникали, начинали смотреть по сторонам или рыться в своих тетрадках. Я не мог понять — и ещё больше включался эмоционально, ещё плотнее загружал их интересными мыслями, пытался расшевелить — но становилось только хуже.
Уже готовый поверить в свою профнепригодность, я всё же решился рассказать о своей проблеме одному мудрому профессору. Он с улыбкой выслушал мою боль — и сказал всего лишь одну фразу. «Надо делать паузы!» Сначала я не поверил, что дело именно в них — но неожиданно проблема стала исчезать на глазах. Оказалось, даже самая очевидная, хорошо сформулированная мысль, требует времени для усвоения. Если она не успеет хотя бы немного «прорасти» — толка от неё не будет никакого. И только потом, уже вдоволь начитавшись хрестоматий по риторике, я узнал: пауза — важнейшая часть речи.
Но теперь я понял и другое: пауза — важнейшая, жизненно необходимая часть не только речи, но и самой жизни как таковой. «Помни день субботний» — что это, как не пауза, заповеданная Богом? Пожалуйста, трудись, волнуйся, погружайся в дела целую неделю — но этот день — твоя пауза, чтобы остановится и услышать Бога. Пауза — это не просто «передых» или «леность». Идеальная пауза — это момент молчаливого и трепетного предстояния перед Его Величеством Бытием — в осознании собственной ограниченности и несовершенства.
Не только в недельном расписании, но и в годичном цикле Богом были заповеданы такие «благословенные паузы». Каждый седьмой год был «субботним», когда земля не засевалась, а долги — прощались. Каждый пятидесятый — назывался «юбилейным», когда возвращались изначальным владельцам утраченные или проданные земли, а рабы отпускались на свободу. При всей кажущейся внешней экономической нецелесообразности таких установлений по сути эти Божественные паузы позволяли начать новый этап — практически с новой, чистой страницы — и любому было понятно: жизнь всего мира — в Божьих, а не человеческих, руках. Он здесь — Господин и Хозяин.
В жизни надо уметь делать паузы. Они могут быть краткими, или неожиданно продолжительными. Мы не всегда можем сразу понять, для чего именно они необходимы. Но также, как невозможно постоянно, без перерыва, есть — точно также нельзя и бесконечно быть «включённым» в деятельность. Надо не только «отдыхать» и «набираться сил», но и просто — останавливаться, чтобы жизнь могла в нас «укорениться».
Опытные люди в один голос утверждают: никогда не надо суетиться, пытаться из последних сил вскочить на подножку уезжающего трамвая. Вместо взбивания суетливой пены прежде всего надо успокоиться, остановиться и помолчать. Внимая тому, что может сказать в этой наступившей тишине любящий нас Небесный Отец.
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.