В любимой мною науке о Москве — москвоведении, меня всегда интересовало участие самого исследователя, какая-нибудь собственная история.
...Воображаемое путешествие во времени — по улицам моего родного города — с помощью увлекательной и весьма учёной книги Елены Сморгуновой «Москва москвичей» подарило такую историю в главе «Путешествие длиною в жизнь».
Речь идет о великой княгине, основательнице Марфо-Мариинскую обители и новомученице — Елизавете Федоровне, чьи мощи покоятся в иерусалимском храме Марии Магдалины. Когда-то, в дни паломничества, потрясенная красотой тех мест, великая княгиня высказала пожелание быть похороненной на Святой земле.
«Так и случилось, — пишет Елена Сморгунова. — Но не сразу и не просто».
«Для меня самой эта чудо-история началась совершенно неожиданно.
На Масличной горе, в монастыре на самом верху горы, есть небольшое кладбище... На кладбище стоит беломраморная византийская часовня, и недалеко от часовни на одной из могил вдруг открылась надгробная плита с русскими буквами. Надпись гласит:
„РУССКIЙ СВЯЩЕННО ИГУМЕН СЕРАФИМ НАЧАЛЬНИК СВЯТО СЕРАФИМОВСКОГО СКИТА ПЕРМСКОЙ ЕПАРХIИ. ОН ПРИВЕЗ ГРОБ С ТЕЛОМ МУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ В IРУСАЛИМЪ...“
Вот — удивительно и неожиданно — пермский игумен в Иерусалиме! Он умер там и похоронен в 1959 году».
О игумене Серафиме историк Елена Моргунова узнала удивительные вещи.
В годы гражданской войны он совершил подвиг, долго пробираясь в Иерусалим со святыми останками будущей новомученицы из города Алапаевска через китайский Харбин.
И вдруг автор книги "Москва москвиче"й делится с читателем одной своей находкой. Читает Елена Топникова.
«В нашей московской библиотеке сохранилась небольшая книжица, автор которой — иеромонах Серафим, а заглавие «Скитский насельник». Она была издана в уральском городе Кунгуре в 1907 году «Благословением Свято-Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской епархии».
И в надгробной надписи в Иерусалиме говорится о игумене Серафиме, начальнике Свято-Серафимовского скита Пермской епархии....
Вступление к книге начинается словами «Тайну цареву добро хранити»...
Может, Сморгунова вспомнила о книжице из домашней библиотеки после того, как узнала, что игумен Серафим, — чью могилу она нашла в Иерусалиме, — жил на Урале и писал духовные рассказы?..
Автор также выяснила, что Елизавета Федоровна знала отца Серафима ещё по Москве, что она виделась с ним и в Белогорском монастыре, когда ездила на богомолье. И что в революционные дни 1917 года именно он, игумен Серафим, безуспешно пытался уговорить её укрыться в старообрядческих скитах города Алапаевска. Того самого города, где она впоследствии встретила свою мученическую кончину!
...А в 1920-м году, чудом добравшись до Иерусалима, отец Серафим решил навсегда остаться рядом с той, что желала быть упокоенной на Масличной горе. Без малого сорок лет прожил этот невероятный человек в хибарке на склоне горы рядом с дорогой ему могилой.
Если б вы знали, друзья, как я огорчился, что не читал книги Елены Сморгуновой до своей первой поездки на Святую землю! ...И — сердечно порадовался за автора «Москвы москвичей», за эту её удивительную историю.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.