Русская Православная Церковь объединяет многочисленные страны и народы. Приходы и епархии нашей Церкви находятся на территории Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Прибалтики и Средней Азии. Есть русские храмы и в Европе, и в Америке, и в Юго-Восточной Азии. В общей сложности наша Церковь имеет представительство в 50 странах мира. Традиционным с 19 века является присутствие Русской Церкви в Японии.
Появление Православия на японских островах связано с личностью святителя Николая (Касаткина), ставшего первым православным проповедником на данных территориях. Святитель Николай прибыл в Японию в 1872 году и начал свою деятельность с основания церковной школы. В 1875 году школа была переименована в семинарию, а десятью годами позже переехала поближе к главному православному храму Японии — Токийскому собору, названному впоследствии в честь своего основателя, «Николай-до» (то есть по-японски «храм Николая»).
При святом Николае обучение в семинарии длилось семь лет. Там получали образование юноши и мужчины в возрасте от 13 до 60 лет. Причем на обучение принимались как крещеные, так и некрещеные японцы. Первые пять лет студенты семинарии изучали религиозные дисциплины вместе с общеобразовательными. Изучалось в семинарии и дзюдо. По окончании пятилетнего курса студенты должны были или принять крещение, или закончить обучение. Два последних курса принявшие православное крещение семинаристы готовились к рукоположению во священный сан.
Наиболее талантливых выпускников семинарии святитель Николай отправлял в Петербургскую духовную академию, где сам в свое время учился. Там японские семинаристы приобретали необходимые знания и становились преподавателями Токийской семинарии.
После революции 1917 года семинария, лишившись финансирования из России, прекратила свое существование. Полноценное восстановление деятельности семинарии произошло в 1973 году. К сожалению, былого количества студентов учебное заведение так и не приобрело. При святителе Николае в семинарии регулярно обучалось около ста человек. Сегодня же нормой считается, если на всех курсах обучения имеется два-три студента. Изменился и образовательный процесс.
На современном этапе обучение в семинарии идет четыре года: три основных курса плюс подготовительный год. Студенты изучают только богословские дисциплины. Дзюдо и общеобразовательные предметы из программы исключены. По преимуществу в учебное заведение принимаются те, у кого уже есть законченное высшее светское образование. Выпускники семинарии по-прежнему становятся православными священниками.
Одним из наиболее известных выпускников является нынешний глава Японской Православной Церкви — митрополит Даниил, который заботится о том, чтобы дело святителя Николая (Касаткина) продолжало жить.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема








