Вот говорят, что в Москве раньше, до революции, столько храмов было, что почти на каждом шагу. И звонили колокола так, что звон стоял непрерывный. Ах, это «прекрасное далёко»! Нет, друзья мои, на самом деле, хоть церквей в Москве было действительно много, однако встречались и районы, где храмы отсутствовали.
Взять, например, Таганку. Пустая улица. Дурной переулок... Каковы названия?! По Пустой улице идешь, так на ней не то что храмов, и магазина-то ни одного нет, оттого и название — «Пустая». А в Дурном переулке, там воришки обосновались, лучше было без особой нужды туда не появляться.
Идет, бывало по Жевлюкову переулку, что параллельно Пустой улице, мальчишка в начальное училище. Зима, мороз. И тишина. Какой звон? Только взглянет с надеждой на пожарную каланчу: не подняли ли на ней черные шары, что означало сильный мороз и отмену школьных занятий. И вдруг слышит мальчик далекий голос большого благовестника из Новоспасского монастыря, даже и не удары, а тяжелый морозный гул. К ранней обедне звонят... И, глубже натянув башлык, скорей в школу, в тепло.
А по Дурному переулку идешь-идешь, и вообще ничего не слышно, потому что нет храмов. Мартина Исповедника — он на Алексеевcкой и загорожен доходными домами. Есть, правда, в Факельном переулке храм, принадлежит старообрядцам. При нем и колокольня, но не звонят, потому как запрещено им со времен раскола. Зато, как весь Дурной переулок пройдешь, так перед тобой встает храм во имя Сергия Радонежского и рядом Андроников монастырь. О! там знатный звон! Говорили, что аж в Кремле слышен был.
А потом и старообрядцам разрешили звон. И Дурной переулок переименовали в Товарищеский, а Пустую улицу — в Марксистскую. Но это уже другая история.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема