Писательница из Грузии Мария Сараджишвили кажется большим оптимистом. Из её произведений на читателя так и выплёскивается позитив, и даже грустный рассказ автор непременно приведёт к такому финалу, который заставит читателя другими глазами посмотреть на свою жизнь и понять, что она далеко не так плоха, как это иногда кажется! Но большинство рассказов у Марии всё-таки весёлые, даже смешные — с чувством доброго юмора у автора всё в полном порядке. И вместе с тем, каждый из них побуждает думать, анализировать собственные поступки — словом, не только развлекает, но и многому учит. Под обложкой сборника Марии Сараджишвили «Рядом с вами» таких рассказов — несколько десятков!
Они ёмкие, лёгкие, а уж какие колоритные! Читаешь, и будто переносишься в город Тбилиси, где даже многоэтажный спальный район живёт большой и дружной общиной. Где с человеком, у которого за неуплату отключили свет, соседи сверху делятся своим электричеством — спускают из квартиры через окно удлинитель!
А в некоторые моменты ловишь себя на мысли о том, что атмосфера и даже сюжет у многих рассказов — вполне в духе известного фильма «Мимино» земляка писательницы, режиссёра Георгия Данелии. Например, рассказ «Родная кровь», повествующий о том, как два брата — Нугзар и Гоча из деревни Гурджаани — встретили на тбилисском автовокзале человека, своего ровесника — ну, вылитого их отца в молодости! Столь разительное сходство привело к неожиданному выводу: перед ними их неизвестный брат! Незнакомец оказался немцем по имени Ганс, но это не смутило Нугзар и Гочу: отец их в войну как раз дошёл до Берлина — кто знает, всякое могло произойти — решили они. Через неделю Ганс отбывал на родину крещённым, с чемоданом, полным грузинской снеди и пакетиком с материалом для генетической экспертизы. А через месяц в Гурджаани пришло письмо, в котором немецкий «брат» сообщал, что экспертиза, увы, родства не подтвердила. Но какое это теперь имеет значение, — писал Ганс, — если я и вправду обрёл братьев!
Человеколюбие, взаимопомощь, добрососедство, гостеприимство, милосердие — этого так много в рассказах Марии Сараджишвили, ими буквально пропитываешься и хочется быть немного похожими на её героев — например, на Илико из рассказа «Многодетный дворник», приютившего у себя в квартире дюжину беспризорных детей... Конечно, не все персонажи в сборнике «Рядом с вами» абсолютно положительные. Но при этом они и не отрицательные: автор ставит героев в такие ситуации, в которых поработать над ошибками приходится всем. В том числе и читателям, без труда узнающим во многих действующих лицах знакомых, соседей, а может быть, и себя. Недаром Мария Сараджишвили назвала свой сборник рассказов «Рядом с вами».
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России