Если сказать москвичам, что в их городе есть Улица святого Николая, и что каждый из них много раз на ней бывал, ответом, скорее всего, будет недоумение: вот улица Сергия Радонежского в столице точно есть, а улица Святого Николая… где она? Ответ на этот вопрос точно знает писатель Борис Зайцев. Его сборник, в который вошли рассказы и очерки разных лет, так и называется: «Улица святого Николая».
Оказывается, давным-давно, еще в конце девятнадцатого века, так называли Арбат. Не официально, конечно – название было «народным». И возникло оно не случайно: когда-то на Арбате возвышались целых три храма в честь святителя Николая: Никола на Песках, Никола в Плотниках и Никола Явленный. В заглавном очерке Бориса Зайцева именно они стали центром, вокруг которого вращается и жизнь многолюдной улицы, и даже судьба России. Мимо этих трех храмов с грохотом проносятся не только коляски и пролетки, но и годы, и целые эпохи. Декорации меняются, словно в фантастическом блокбастере со спецэффектами. Вот бежит по знойной летней улице юный голубоглазый поэт, а вокруг сияют изящные витрины магазинов, этаких модных бутИков начала двадцатого века. И вдруг откуда ни возьмись: заснеженная мостовая, тяжелый топот множества сапог… И повзрослевший поэт испуганно смотрит, как проходят мимо него шеренгами солдаты в серых шинелях, с красными звездами на остроконечных шапках. Удивительно, но получилось так, что продолжение к очерку Бориса Зайцева написала сама жизнь. Ведь тогда автор еще не мог знать, что именно «серые шинели с красными звездами» захотят стереть из нашей памяти улицу Святого Николая, и по их злой воле с Арбата навсегда исчезнут эти три посвященные ему храма. Вот почему, читая авторский финал, становится одновременно и немного грустно, и по-настоящему радостно от того, что писатель позволил нам воочию увидеть ту, уже ушедшую в века реальность, так мастерски оживив ее.
И столь же живо, объемно и талантливо пишет автор о своих путешествиях на Афон и Валаам. В сборник вошли два одноименных очерка. И если вдруг поехать на далекий Русский Север не позволят дела, а кризис в Греции снова нарушит планы туристов, можно открыть книгу Бориса Зайцева, и окунуться в тихую звездную ночь над афонским Пантелеимоновым монастырем и послушать мерные удары ладожских волн о гранитные скалы Валаама. А потом снова пройтись неспешным шагом по «Улице святого Николая».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.