Выдающийся агроном Андрей Болотов и его жена Александра прожили вместе 70 лет, ни разу всерьез не поссорившись. Это тем более удивительно, что супруги были людьми очень разными по темпераменту и пристрастиям.
В 24 года отставной капитан Андрей Тимофеевич Бо́лотов решил уехать в свое родовое имение Дворяни́ново Тульской губернии, чтобы заняться сельским хозяйством и науками. Вскоре он пришел к мысли о женитьбе. Свахи, перебрав множество вариантов, выбрали для Андрея Тимофеевича совсем юную дворянку из соседней деревни Александру Михайловну Каверину. Еще до первого свидания Бо́лотов увидел Александру во сне, а во время знакомства был поражен тем, насколько невеста оказалась похожа на девушку из сновидения. При первой встрече, во время сватовства, Андрей и Александра очень робели и едва обмолвились друг с другом парой фраз. Не мудрено: Александра была на десять лет моложе Андрея и просто не знала, о чем говорить с женихом.
Может быть, поэтому совместная жизнь Бо́лотовых — они обвенчались в июле 1764 года — началась не очень гладко. Андрей Тимофеевич увлекался садоводством и уже начал писать свои многочисленные статьи для петербургского «Вольного экономического общества», которые были посвящены самым различным вопросам ботаники, аграрной науки и лесоводства. Бо́лотов стал новатором во многих вопросах: он доказывал необходимость севооборота, ратовал за использование удобрений, способствовал распространению в России картофеля. Научного подвижника очень расстраивало то, что Александра нисколько не разделяла его интересов.
Гармонию в супружеские отношения вернуло рождение детей. Андрей Тимофеевич ухаживал за Александрой во время беременности, применяя свои знания лекарственных растений. После родов третьего сына он ставил супруге припарки из ромашки с молоком, — они помогли избавиться от сильного жара. В своих дневниках Андрей Тимофеевич писал, что после рождения детей любимая супруга стала ему еще ближе и дороже.
Бо́лотов заботился о просвещении Александры Михайловны и детей. Он сочинял специально для них популярные трактаты по философии, этике и естествознанию. Андрей Тимофеевич возил родных на праздники в Москву, и в знаменитые монастыри Подмосковья, чтобы приложиться к святым мощам и послушать лучших проповедников, таких, как митрополит Московский Платон и архиепископ Тульский Афанасий. Бо́лотов старался приобщать детей и к своим научным занятиям. Например, сын Андрея Тимофеевича Павел помогал ему в работе над журналом «Экономический магазин», переписывая набело многочисленные статьи отца.
Бо́лотовы старались везде быть вместе. Навещали многочисленных друзей и родственников, совершали рабочие командировки по Московской и Тульской губерниям, где находились угодья Екатерины Великой, которыми управлял Андрей Тимофеевич, отмечали семейные торжества. Когда Болотов освобождался от своих многочисленных занятий, он любил вместе с женой читать свежие газеты или наклеивать в альбом гравюры.
После революции усадьба Дворяни́ново пребывала в запустении, и только в 1988 году усилиями тульского краеведа Александра Бердышева началось ее возрождение. Сейчас множество туристов могут посмотреть на вновь разбитый овощной и лекарственный огород, систему многоярусных прудов, сады, цветники, ягодники и на дом Андрея и Александры Бо́лотовых, эту цитадель любви, заботы и семейного благополучия.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов