Одиночество... Грустно видеть одинокого человека, особенно старенькую бабушку. Хочется подойти и что-то сделать или ободряющее сказать. Правда, это не всегда возможно, да и не всегда принимается с благодарностью.
Одиночество человека среди людей — явление понятное. А колокол? Он может быть одиноким? Странный вопрос: висит один на всей колокольне — вот и одинокий! Э, нет, друзья мои, у колоколов всё совсем иначе.
Взять хоть колокол собора Святого Стефана в Вене. Он там один висит на левой башне. Одинокий? Вовсе нет! Когда начинают звонить в него, то ударов почти не слышно с большой высоты, и звук мощный, густой будто льется с неба. Он заполняет собой все пространство. Какое уж тут одиночество! Другие колокола были бы даже лишними.
Или колокол, который один висит на четвертом ярусе колокольни Троице-Сергиевой Лавры! Он поет! Когда обходишь Лавру с внешней стороны, то звон его слышится целым ансамблем: на фоне плавной и могучей реки унтертона радостными всполохами возносятся к небу удары основного тона. Из разных мест Лавры они слышатся по-разному. Незабываемая красота! И опять, других колоколов и не ждешь, упиваясь истинным звоном одного колокола, который до краев наполняет мир.
А как же одиночество? Мне довелось слышать звон одинокого колокола. Это было в Перми в 70-х годах прошлого века. Тогда в городе сохранялся лишь один действующий храм. И на колокольне этого храма — лишь один небольшой колокол. Мы с товарищем подошли к храму перед началом всенощной. И начался звон. Колокол пытался побороть враждебное безмолвие, но у него это плохо выходило. Он звучал то вопросительно, то умоляюще, то печально и обреченно.
— Боже, как он одинок! — воскликнул мой спутник в какой-то растерянности. Он, сам пермяк, совсем недавно слушал вместе со мной лаврские звоны, и тот колокол — с четвертого яруса. Постояв у всенощной, мы спустились вниз с холма, где располагался храм, а одинокий колокол звучал нам вдогонку, словно молил о помощи.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема