С детства Дембрел стремился к уединению и духовному познанию, родители отдали его на обучение в дацан к ламе. Освоив буддистскую премудрость, уже в двадцать один год Дембрел получил высшую монашескую степень гэлуна и стал отшельником. Наверняка ему предстояло быть авторитетным буддистским наставником, если бы не чудесный призыв Божий.
Летом 1847-го года во сне Дембрел увидел Крест, озарённый чудесным светом, а под Крестом простирался мрак. Семнадцатого июля буддийский монах встретил в забайкальских степях Даурии архиепископа Иркутского Нила (Исаковича), совершавшего миссионерскую поездку. Разговор с ним оставил неизгладимое впечатление. Уже во время Великого поста 1848-го года Дембрел принял крещение, получив имя Николай и взяв отчество «Нилович» из любви к своему духовному наставнику.
Началась новая жизнь. Николай Дорджеев (такова была его фамилия) помогал архиепископу Нилу переводить богослужебные книги на родной бурятский язык, который преподавал в семинарии.
Дорджеев наведывался в родное село Гужирское и обратил в Православие своего престарелого отца и десять других членов семьи.
В 1852-м году Дорджеев на свои средства построил на родине деревянный храм во имя святителя Николая. Восемнадцатого августа храм был торжественно освящён архиепископом Нилом, на освящение пришли сотни бурят-язычников. Красота и величие православного богослужения так их поразили, что многие из них стали христианами.
В 1853-м году Николай Дорджеев стал священником и настоятелем построенного им же храма. Но уже в следующем году из послушания он отправился в Ярославль, куда перевели владыку Нила. Там был продолжен перевод церковных текстов. Большим испытанием для Дорджеева в 1859-м году стало известие о том, что построенный им храм сгорел.
Протоиерей Николай дал обет Богу, что возведёт новую церковь. Он отправился на родину и на протяжении нескольких лет, преодолевая множество трудностей, строил каменный храм во имя Святой Троицы. Наконец, в 1866-м году дом Божий был освящён. Проявив смекалку, проповедник сделал церковь шестипрестольной. Таким образом, шесть раз в году праздновались престольные праздники, а даты их намеренно были приближены к буддистским и народным праздникам бурят. Да и сам храм отец Николай нарочито возвёл недалеко от места поклонения бурят своему предполагаемому предку Буха-ноёну.
Занимаясь строительством, не оставлял отец Николай и переводов. Он писал: «Буряты с нетерпением ожидают полного Богослужения на своём родном языке». Что впоследствии и произошло.
Вскоре отец Николай вернулся в Ярославль, а в 1873-м году стал преподавателем на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. Его научные труды и переводы высоко ценились ведущими востоковедами.
В 1885-м году семидесятилетний протоиерей Николай Дорджеев вышел в отставку, а спустя шесть лет скончался. Владыка Нил характеризовал своего духовного сына Дорджеева как «человека, имя которого не должно умереть».
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема