
Как вести себя в сложных и скорбных жизненных ситуациях? О чём просить Бога и как это делать? Ответом на этот вопрос может послужить 70-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 70.
1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.
2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твоё ко мне и спаси меня.
3 Будь мне твёрдым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.
4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,
5 ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности моей.
6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извёл меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твёрдая моя надежда.
8 Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твоё.
9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,
10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего».
12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!
14 А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе.
15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.
17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.
18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?
20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.
21 Ты возвышал меня и утешал меня, и из бездн земли выводил меня.
22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;
24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.
Жизнь великого царя Давида была далеко не безоблачной. Несмотря на то, что царство даровал ему Бог, Давид должен был приложить много усилий, чтобы удержать его в своих руках. Вокруг было множество явных врагов, завистников и недоброжелателей. Но не это, пожалуй, самое тяжкое. Враги были и среди самых близких. Так, один из его любимых сыновей по имени Авессалом организовал заговор против отца. Он посеял смуту не только в семье, но и в целом государстве. Авессалом поднял мятеж. Единый народ разделился на два лагеря. Давиду пришлось бежать из Иерусалима. Считается, что прозвучавший псалом царь написал именно в это неспокойное время.
Поэтому первая часть псалма наполнена жалобами и сетованиями Давид буквально кожей ощущает, как на него устремлены взгляды всех окружающих. «Для многих я был как бы дивом», — говорит он. Люди следят за каждым его движением и словом. Как поступит царь в этой ситуации? Достоин ли он вообще быть царём? Может лучше, пока не поздно, присягнуть другому, более молодому? Помимо этого, Давид ощущает приближение старости. Ведь его жизнь уже склоняется к закату, естественная энергия покидает его. Поэтому и говорит он: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя». На фоне этих переживаний приходят постоянные известия о новых планах врагов. Одним словом, очевидно, что напряжение неимоверное. Все ждут, как говорится, когда Акела промахнётся. И единственно, кому можно доверять всецело, — лишь Богу.
Излив Творцу свою душу в первой части псалма, во второй Давид словно приободряется. «А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе». Иными словами, он словно говорит: как бы то ни было, и какая бы участь ни ждала меня, а я всё равно останусь верен Тебе, Господи. Я всё равно буду жить и поступать так, словно Ты ведёшь и поддерживаешь меня. Ведь не раз я уже оказывался в такой ситуации, и Ты меня выручал. Одним, словом, где наша не пропадала. И сейчас сдюжим с помощью Творца. Вот он смысл второй части псалма. При всей тяжести ситуации в Давиде живёт уверенность, что его злоключения имеют глубокий смысл и всё разрешится с пользой для его души. Так оно и случилось. Мятеж был подавлен. Царь вернулся на престол в Иерусалим.
Замечательный образец поведения в сложных ситуациях. Даже самый сильный человек не должен пренебрегать возможностью встать на коленки и поплакаться Творцу. Сказать: помоги, Господи, кто же ещё, кроме Тебя? В этой слабости и беспомощности доступ к великой силе. Бог мгновенно откликается на молитву того, кто перестал ощущать опору в себе. Однако при этом, как бы глубоки ни были наши стенания и сетования, мы всегда должны иметь план конкретных действий. Излив душу Богу с надеждой на Его Промысл, необходимо встать на ноги и сделать то, что должны. Будем уверены, Господь не оставит, но в итоге устроит так, как будет лучше для нас и для окружающих людей.
Псалом 70. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 70. (Церковно-славянский перевод)
«Почему молиться трудно?». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о том, что такое молитва, какие виды молитвы бывают и почему молиться не всегда легко.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Непонятливый котёнок

Жила-была кошка с котёнком. Малыш недавно родился на свет, и всё для него вокруг было в новинку. Однажды он увидел на крыше луч солнца.
— Должно быть, это какое-нибудь очень вкусное лакомство, — подумал котёнок и полез на крышу.
Он уже добрался до чердака, как вдруг из его угла в окошко выпорхнул воробей.
— Нет, лучше я сначала его поймаю, а потом дальше полезу, — сказал сам себе котёнок и кинулся за воробьем. Он тоже высоко подпрыгнул, стал махать в воздухе лапками —в точности как воробей крыльями! — но, конечно же, шлёпнулся за землю. Хорошо, что в том месте росла густая трава, и котёнок не ушибся, но сильно обиделся.
Побежал он к маме-кошке жаловаться на воробья. Та выслушала его, погладила и стала утешать.
— Милый мой малыш, — ласково сказала она. — Запомни хорошенько: кошки не летают как птицы. Зачем ты погнался за воробьём? Твое дело — мышей ловить.
Через какое-то время котёнок отправился погулять к пруду и увидел, как щука в воде гоняется за мальками. Ему тоже захотелось поймать хотя бы одну рыбку. Прыгнул он в пруд, и стал вилять хвостом, как это делает щука, но только вымок от ушей до кончика хвоста и всю стаю в воде распугал.
Выбрался котёнок на берег и побежал к маме на рыбок жаловаться. Та приласкала его, утешила, и снова стала учить уму-разуму:
— Какой же непонятливый! Зачем ты полез в пруд? Кошки не умеет плавать как рыбы. Запомни хорошенько: твое дело — мышей ловить.
Котёнок выслушал наставление матери и обещал никогда его не забывать.
Вскоре малыш отправился в лес на охоту. Поймал он там мышку и понёс во рту показать свою добычу матери. По пути ему надо было переходить через ручей по жердочке. И когда котёнок переправлялся на другой берег, он вдруг заметил в воде своё отражение.
— Кто-то другой тоже поймал мышь, — подумал он. — Отниму-ка я у него добычу! Тогда у меня будет сразу две мыши, и мама меня ещё больше похвалит.
С громким мяуканьем котёнок кинулся в воду, выпустив изо рта мышку. Никого он, конечно, не поймал, хоть из ручья живым выбрался. Мокрый, грязный, побежал малыш к маме, чтобы она его утешила.
Выслушала его мама-кошка, нахмурилась и сказала строго:
— Прежде я тебя учила, а теперь надо как следует проучить.
— Но почему? — удивился котёнок. — Я же как раз занимался своим делом — поймал мышку.
— Хорошо, что ты ловил мышей, — сказала мама. — Но завидовать, жадничать и отнимать у других ты не должен! Этому ты сам где-то научился, и впредь больше так не поступай.
На всю жизнь запомнил котёнок мамин урок. Надеюсь, и вы тоже.
(по мотивам удмуртской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Корпус императора Николая II

«Ошибка тех, кто думает, что образование — это в плане идей. Нет — это передача опыта» — писал известный богослов русской эмиграции — священник Александр Шмеман. В 1938 году он окончил кадетский Корпус-лицей императора Николая II во Франции.
Идея создания этого корпуса принадлежала русским эмигрантам — выпускникам кадетских корпусов императорской России. Многие из них покинули Родину из-за событий революции 1917 года, но увезли с собою за рубеж память об утраченном доме и хотели воспитать новое поколение русских детей, рождённых уже в эмиграции, в дореволюционных традициях.
В 1930 году «Русский комитет» по организации учебных заведений открыл Корпус-лицей императора Николая II в местечке Виллье-ле-Бэль под Парижем. Из-за того, что французские власти не позволяли открывать иностранные военные учебные заведения, кадетский корпус сначала официально именовался «Корпусом-лицеем», а в последствии «Русской школой». Но внутри всё было устроено в лучших традициях кадетских корпусов императорской России: мальчики носили кадетскую форму и делились на военные подразделения, а воспитателями в классах назначались офицеры императорской армии.
Классы в корпусе были немногочисленны. При поступлении преимущество отдавалось сыновьям выпускников кадетских корпусов. За 8 лет обучения новоиспеченные кадеты должны были освоить программу французского лицея, адаптированную для русских детей, и такие предметы как русский язык, литературу, Закон Божий, русскую историю и географию. Большинство уроков вели русские эмигранты.
Первым директором корпуса-лицея стал генерал-лейтенант Владимир Римский-Корсаков. Он считал, что именно через корпус мальчики, не видевшие Родины, узнают и полюбят Россию. Генерал пользовался большим уважением среди своих учеников и ласково именовался кадетами «дедушкой». Именно его стараниями при корпусе была открыта церковь Николая Чудотворца. Так учебное заведение стало маленьким уголком России на французской земле: стены классов украшали портреты членов императорского дома, репродукции картин и изображения Москвы.
В 1937 году кадеты переехали в новое здание в городе Версаль, недалеко от Парижа. Там корпус располагался в течение последующих двух десятилетий. На протяжении долгих лет обучение в заведении происходило на взносы от родителей кадет и пожертвования благотворителей, но к 1959 году финансовых средств перестало хватать на оплату аренды здания. Корпус был вынужден переехать в город Дьепп, где просуществовал до своего закрытия в 1964 году.
За долгие годы работы через стены Корпуса-лицея императора Николая II прошло более пятисот кадет, получивших русское образование за рубежом. Годы, проведенные в корпусе, помогли молодым людям, рожденным вне Отечества, сохранить свою культуру и не забыть о том, что они русские. После выпуска кадеты помнили о родном корпусе и в течении долгих лет продолжали встречаться на общекадетских съездах.
Все выпуски программы Открываем историю