Восьмое октября 1940 года. Парижский Свято-Сергиевский институт. Александр Шмеман только что поступил на первый курс. Ульяна Осоргина пришла навестить своего дядю, преподавателя института. Служился молебен по случаю начала учебного года, потом все отправились на совместное чаепитие. Во время него молодые люди разговорились. Мы не знаем, о чём велась беседа, но в тот же вечер Александр признался одному из друзей, что встретил свою будущую жену. Ему было девятнадцать лет, ей — семнадцать.
Александр жил и учился в Париже, Ульяна — в Кламаре, столичном пригороде. Видеться они могли только по воскресеньям. Чтобы встречаться чаще, молодые люди вместе записались на курс по искусству, который читал в Свято-Сергиевском институте знаменитый профессор Владимир Вейдле. «Мы оба были бедными студентами, — вспоминала Ульяна Шмеман, — без работы, всегда немного голодными, но беззаботными и весёлыми». После двух лет ухаживаний Александр сделал Ульяне предложение. Молодые люди обвенчались 31 января 1943 года в парижском храме Александра Невского.
Подошла к концу Вторая мировая война. Александр получил диплом Свято-Сергиевского института, и вскоре после этого стал его преподавателем. Он занимался историей православного богослужения. И уже работал над своей первой книгой «Церковь и церковное устройство». В 1946 году Александра рукоположили в священники. Ульяна окончила филологический факультет Сорбонны, иногда подрабатывала переводчиком, но большую часть времени посвящала детям. Их у Шмеманов родилось трое.
Лето отец Александр и Ульяна проводили на атлантическом побережье. Ежедневно супруги старались гулять вдвоём. Любая прогулка становилась для них приключением: они придумывали сказочные названия для каждого маршрута, набирались впечатлений и делились друг с другом своими чувствами. Годы, проведённые во Франции, супруги вспоминали как время абсолютного счастья и свободы.
В 1951 году Шмеманы переехали в США по приглашению протоиерея Георгия Флоровского. Матушка не хотела оставлять Францию, друзей и родных, но понимала, что в Соединённых Штатах преподавательский и научный таланты отца Александра востребованы куда больше, ведь в американском обществе был тогда высокий запрос на серьёзное богословие. Кроме того, при поддержке государства развивалась византинистика. «Решение о переезде в Америку стало нашим общим решением», — говорила она. Священник получил должность доцента Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии. Спустя несколько лет он стал её профессором, а затем и деканом. В США отец Александр написал свой главный труд «Евхаристия: Таинство Царства». Матушка Ульяна нашла себя в педагогике: она возглавляла одну из частных школ.
Летний отпуск Шмеманы проводили в канадской горной деревушке Лак Ла Бель. Они купили небольшой дом, в обустройстве которого участвовала вся семья. Шмеманы, родители и дети, укладывали линолеум, клеили обои, шили занавески, делали полки. Рядом с домом поставили маленькую часовню, в которой отец Александр каждую неделю служил Литургию. Ежедневно священник устраивал уроки «Закона Божьего», на которых помимо его детей собирались дети из окрестных домов.
Своё последнее лето он тоже провёл в Лак Ла Бель. В 1983 году у отца Александра диагностировали рак. Он отошёл мирно и тихо. Матушка в эти дни хранила его покой, молчаливо поддерживая супруга. Ульяна Шмеман вспоминала: «Мы с ним всегда были — одно целое! Это ощущение нашего единства было самым ярким, самым ощутимым чувством во время болезни отца Александра и его последнего пути, пути в Царство Божие».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема