Сойдя с автобуса. Я увидел пред собой длинное и узкое шоссе, по которому мне предстояло идти к храму. Была теплая осень 2000 года. Осень десятилетия со дня мученической кончины священника Александра Меня. Голубое небо и мирное безлюдье на дороге будто приглашали меня: иди, вдыхай этот чистый деревенский воздух... а долог ли, короток будет твой путь — это неважно, ты иди в смирении и придешь в храм. Вдруг я почувствовал такую легкость, словно помолодел лет на двадцать. Так вот они — знаменитые пушкинские «покой и воля»! В них заключена тайна молодости. И я пошел, оставляя за собой серые деревенские домики с палисадниками, яблонями, телевизионными антеннами в виде буквы «Т» на крышах. Мне казалось, что я иду не спеша, а на самом деле шаг мой постепенно ускорялся и, уже подходя к храму, я почти бежал. Так всегда бывает, когда идешь к незнакомому, но желанному храму. А вот и храм! Их даже два: новый из красного кирпича и старый, деревянный, в котором служил отец Александр.
Настоятель, отец Владимир, встретил меня просто и радушно, и немедленно проводил на колокольню нового храма. Она показалась такой маленькой по сравнению с моей Андреевской и была прилеплена прямо к стене нового храма. Сумею ли развернуться? Сомнения напрасны: все хорошо приспособлено для звона. Попробовав колокола, я нашел, что они звучат вполне прилично. Теперь остается ждать приезда владыки Ювеналия...
Приехал! Народ валом повалил навстречу владыке, а я вдарил «во вся» торжественный встречный звон.
Потом была Литургия, и Крестный ход. Я в храм не спускался: мне подавали знаки, когда звонить. Прихожане с удивлением высматривали чужого звонаря на их колокольне и даже махали мне руками во время Крестного хода. Наконец, панихида, проникновенное слово владыки над притихшим народом, над теми, кто знал и любил, нет — любит отца Александра. И опять голубое небо, вольные птицы, проводной звон на отъезд владыки...
Спускаясь с колокольни, я неожиданно осознал, что печали-то не было! Была христианская радость за ушедшего к Спасителю дорогого батюшку. Была искренняя вера в его молитву за всех нас. В этом заключается глубинный смысл православного поминовения усопших, особенно таких, как отец Александр Мень.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема