Сейчас, когда скажут, что вот, дескать, сегодня много народу в храме, только улыбнешься про себя: не знают нынешние, что такое много народу!
Бывало пойдешь ко всенощной в храм пророка Илии, обыденный, так надо заранее, за полчаса придти до начала, иначе в дверях всю службу простоишь. А идти-то надо мимо бассейна «Москва», и если зимой, то из него пар валит, и купающиеся еле видны — просто ад, да и только! Пришел — сразу на свое место, и до конца уже не сойти. Народ к середине службы не приходит, все стремятся к началу, чтобы поближе к солее встать. Но это не всем и не всегда удается.
Вот дьякон вышел со свечой и возгласил: «Востаните!» Тут бы и перекреститься, ан нет: руку не вытащить — так прижали соседи! Свечки не брали при входе, а передавали деньги назад, за свечной ящик, и оттуда прихожане уже передавали свечку, ударяя ею легонько по плечу впереди стоящего. Спорили при этом, с какой стороны свечку передавать, с правой или с левой? Помазание после чтения Евангелия длилось долго — почти весь канон успевали прочесть, и народ напирает, жмет, да так, что однажды чуть батюшку не уронили!
А постом, когда на колени вставать полагается? Здесь до смешного доходило. Со мной было раз: встал на колени, помолился, надо подниматься, да запоздал немного. Поднимаюсь и оказываюсь под шубой прихожанина, который впереди стоит. Но никаких обид. Скажешь: «Простите!» В ответ кивнут с улыбкой, и всё.
Почему много народу? Так действующих храмов в Москве оставалось совсем мало. Да, народу много бывало на каждой службе, но ни одного случайного «захожанина»! А это рождало непередаваемую атмосферу подлинного духовного единения. Кто дышал тем воздухом, тот никогда не забудет целительного ощущения «моей Церкви».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема