У нас в гостях был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Мы говорили с нашим гостем о его служении и о жизни Православной Церкви в Татарстане.
А. Пичугин
— В студии Светлого радио приветствуем Вас мы, Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— ...Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Сегодня вместе с нами и с Вами этот «Светлый вечер» проведет митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, здравствуйте.
Митрополит Феофан
— Добрый день.
А. Пичугин
— Вы впервые у нас в гостях, поэтому давайте, наверное, сначала поговорим о том, с чего начинался Ваш путь в Церкви — когда-то, в свое время, в советские годы. Вдвойне интересно, потому что у нас сейчас... Мы наконец начали вспоминать о том, как себя чувствовала Церковь в то время. Наверное, в связи с тем, что у нас сейчас 2017 год, ну, и все, что было в эти 70 лет, наконец-то как-то достается из небытия. Поэтому, конечно, интересно узнать о том, как Вы пришли в свое время в Церковь. Я так понимаю, что Вы были из семьи, которая, так скажем, была невоцерковленной, и... Нет, по-другому?
Митрополит Феофан
— Неправильно!
А. Пичугин
— Так! А вот тогда расскажите нам.
Митрополит Феофан
— Я как раз родился в глубоко верующей семье. И мои дедушка и бабушка были верующими, дед отсидел за веру в Соловках и умер. Это отец моего отца. Бабушка благополучно прожила очень долгую жизнь — где-то около 100 лет.
А. Митрофанова
— Ого!
Митрополит Феофан
— Да. Отец был глубоко верующим. Семья у нас большая, жили мы в глубинке, в Центральной России — России, которая дала замечательных угодников божиих, таких, как Преподобный Серафим Саровский — это Курская благословенная земля. И родители... МЫ жили в деревне. Родители всегда были людьми верующими. И вообще принцип моего отца — мы жили в деревне, не были колхозниками. Вот нам и сейчас очень многие говорят, хвалятся: «Вот, или я был знаком с диссидентами, или сам был немножко диссидентом, или родители были диссидентами», и это принимают как в некую заслугу. А у нас в семье было просто: отец не принимал идеологии атеизма, социализма и коммунизма. Идеологии. Но вот как раз вот сочетание... А вот государство как институт, власть как институт он принимал. А идеологию не принимал.
А. Пичугин
— И тяжело, наверное, ему было в 50-е годы?
Митрополит Феофан
— Не просто было. С одной стороны, ему было тяжело, с другой стороны, и нетрудно. Потому что он своими руками... Нас было шестеро детей — пять ребят и одна девочка. Живя в себе, он был неплохой столяр, плотник по дереву. Своими руками зарабатывал себе на хлеб. Я скажу, что мы жили, пожалуй, не хуже, чем односельчане-колхозники. У нас был огород поменьше, мы не воровали, не тащили с колхоза, а все отец зарабатывал своими руками. А вот идеологическую составляющую я Вам скажу интересную. Все мы, дети, никто не был пионерами. Никто!
А. Митрофанова
— А как Вам удалось?
Митрополит Феофан
— Все очень просто. Удалось. Отец подшучивал: «Вот если кто придет в красном галстуке, будет пионером, повешу на притолоке на галстуке». Ну, так, такую серьезную шуточку, да?
А. Митрофанова
— Ну, так, мягко говоря, да, серьезно.
Митрополит Феофан
— И мать... Да, все знали: глубоко верующая семья, в пионеры не идем, потому что вот так у нас в семье воспитывались. Да, вначале нас журили. А поскольку я был младший, то уже относились как к чему-то естественному. Все не были — и я не был пионером, и так свободно жили в несвободном, как казалось нам, обществе. У нас была удивительная традиция — мы всегда молились и утром и вечером, в обязательном порядке, вместе. У нас соблюдались посты. Я никогда не забуду — до 4-го класса у нас была школа в нашем селе. Кстати, учились все вместе все четыре класса, в одном помещении. Это была хата и большая комната. Послевоенное время. А вот с 5-го класса — пешочком, ножками через поле, 7 километров мы ходили в другую школу. И никаких — ни горячих, ни холодных обедов не было. Кипяточек был.
А. Пичугин
— И как Вы сейчас вспоминаете это время?
Митрополит Феофан
— Благодатно. Счастливое время. Такие же, как я, ребятишки, все дружно ходили в школу. Кстати, практически, почти все выпускники, которые учились в одной школе, поступили в вузы. Это говорит о том, что система образования в сельской школе была очень серьезной. И мы не были ущербными и отстающими в плане знаний. Потому что сейчас ведь есть элитарные, не элитарные школы, а тогда была общая шкала ценностей. Вот так мое детство в вере. А вот дальше — это уже другой вопрос. Дальше, когда то, что называется, вышел из родительского гнезда и пошел «на сторону далече» — ну не так, как в «Блудном сыне», в притче, а жизнь, надо же определяться как-то... И вот здесь, когда я встретился... Я жил в общежитии, служил в армии, и мне казалось, что что-то вот... ну, я живу не так, как все. И обычно говорят: «А как вот закладываются ценности? Зачем детей насиловать? Вот пусть они вырастут, а потом уже определятся — нужна им вера, не нужна, какая вера, какое направление — это их выбор пусть будет». Так вот, приведу пример из личной жизни. Когда жил в общежитии и в армии, я видел, как ребята разный образ жизни вели. Ну, хвалились, там, ходили — кто на танцы куда-то, немножко подвыпить уже и прочее, и они какие-то, казалось мне, более развязные, и их развязность — в какой-то степени, мне казалось, что они более свободные. Ходили, хвалились иногда такими подвигами, которые, может быть, и не совершали. И вот здесь был соблазн — попробовать, вкусить от этой свободной жизни. И вот я иногда доходил до какой-то черты по этому пути моих сверстников. Потом внутренне мне становилось очень стыдно. Мне вспоминалось все — и беседы моей бабушки, с которой мы так любили общаться, сидя на печке, и наставления строгого моего отца, и чтение «Житий святых» совместное, Евангелия. И мне становилось очень стыдно внутренне. Мне показалось, я предаю все. Я отступал от черты этой пропасти. Вы помните, есть стихотворение у одного замечательного поэта, такие четверостишия: «Но ты хотя б однажды в мире, когда он спит или кипит, остановись, как лошадь в мыле, почуя пропасть у копыт». И вот я останавливался перед этой пропастью — и отходил назад. Что меня останавливало? То семя добра и веры, которое я получил как залог, как прививку — противостояние вот этим порокам общества. И так осталось практически на всю жизнь.
Самые счастливые времена веры — это жизнь в семье. Там мы по-настоящему жили христианской жизнью. Как ни удивительно слышать это от митрополита, который в сане уже полвека. Да, но это так.
А. Митрофанова
— Владыка, а вот это состояние бунта в переходном возрасте, которое сегодня так часто можно видеть, оно Вам совсем не знакомо?
Митрополит Феофан
— Почему же? Ну, я Вам о чем говорю? Так вот это же был бунт — попробовать. Это был бунт. И, пожалуй, ни один человек... Может быть, только уже всех святых вот так вот — что был святой, и прошел он без турбулентности (современное слово) в своей жизни духовной... И то у них тоже... Потому что никто не знает настоящую тайну — а что привело преподобного Серафима в пустыню? Что заставило его стоять 300 дней и ночей на камнях? Чтобы подавить вот этот бунт тоже. Это очень важно. И я думаю, что каждый человек испытывает это внутреннее противостояние. Да здесь и не только в юношеском возрасте. Что апостол Павел говорит? «Бедный я человек. Живет во мне два — тот, который учит меня добру, но я не делаю Этого, и тот, который мне подсказывает по пути противное. Вот, к сожалению, я иногда делаю это». Поэтому мне знакомо это.
А. Митрофанова
— Удивительно, конечно — Вы сами обратили на это внимание, — что Вы, будучи митрополитом, сегодня говорите о том, что самое такое вот благодатное время в вере — это было время, когда Вы жили в Вашей семье.
Митрополит Феофан
— Да.
А. Митрофанова
— А Вы могли бы это пояснить? Вот Вы про свою семью уже рассказали. Но что в служении епископа, митрополита такого, что создает вот это ощущение, может быть, какой-то, ну, не знаю, ответственности или тяжести, или чего-то еще, что мешает чувствовать то же самое, что было в детстве? В вере?
Митрополит Феофан
— Очень многое мешает. И огромный груз накипи, который уже получил, дойдя до этой вершины церковного служения в сане епископа. Ведь довольно большой путь пройден — ну, лично у меня. Я стал епископом в 53 года. И поэтому все в жизни встречалось. Встречаться приходилось и видеть неправду мира сего. Мы живем в обществе, и то, что в обществе творилось, это тоже на нас отражается. Вот мы же не живем в некоей стерильной ситуации. Вот мы живем в стерильной ситуации, и на нас никакие микробы не пристают к нам. Вот такие чистенькие и пушистые. Но мы имеем глаза, уши, чувство обоняния, мы получаем информацию, мы соприкасаемся часто с людьми. И редко мы видим процветающий грех, соблазны мира сего. И вот так сказать, что мы пришли к этому чистенькие совсем, нас не затронуло... По-разному затрагивает. Часто это боль в душе, часто, нередко бывает и некая внутренняя неуспокоенность от того, что ты не можешь вот как-то перевернуть ситуацию, а хотелось бы. А там было все просто и ясно: вот родительский дом, вот любящий отец, вот братья, вот сестры, вот бабушка на печке, рассказывающая о Боге. И мы с ней пели вот эти народные вирши на религиозные темы. Вот она нам рассказывает о великомученице Варваре, Победоносце Георгии, преподобном Серафиме. И вот эта таинственно чистая атмосфера манящей веры — она вселяла в душу вот как раз благодатное озарение, спокойствие.
А. Пичугин
— Мы напомним, дорогие слушатели, что в гостях у программы «Светлый вечер» сегодня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, читаю Вашу биографию. Тут есть такой интересный пункт: Вы служили в Ульяновске в армии, там посещали храм, и, как написано в «Википедии», в те же годы и приняли решение после армии уйти в монастырь.
Митрополит Феофан
— Да.
А. Пичугин
— Я был в Ульяновске в свое время когда-то, и поездка была такая, по церковной линии, и, конечно, очень много рассказывали и показывали про Ульяновск в советское время. Родина Ленина — понятно, что там практически все следы христианства были уничтожены. Но, насколько я помню, один-единственный храм, он же был кафедральным собором, он же был единственным храмом в городе...
Митрополит Феофан
— Неопалимая Купина.
А. Пичугин
— Да. И как же Вам удавалось, служа в армии в Ульяновске, в общем, в центре — ну, в таком, наверное, атеистическом центре Советского Союза, — и бывать в храме, и там принять решение?
Митрополит Феофан
— Рассказываю. Рассказываю. Во-первых, я служил в армии — это было Высшее военное училище связи. И немножко вот служба в Военном училище связи... вообще в военных училищах срочная служба отличается от службы где-нибудь в какой-нибудь воинской части. Потому что, в какой-то степени, это рота обслуживания. В лабораториях были, там, в разных местах. Да... И мы были менее подвержены армейской муштровке. Мы чувствовали себя даже легче, чем курсанты офицерского училища. Это было наше преимущество.
Второе. Поскольку это было в центре города, мы ходили иногда в увольнение, довольно часто. Как-то так случилось, что я довольно неплохо осваивал армейскую специальность в плане современной электроники и прочего, неплохо. И все вот эти даже штуки я, наверное, помню до сих пор. Ходил обыкновенно — как правило, шел в храм. И в армейской — вот мальчонка такой, солдатик с саном. Но был совершенно такой серьезный один случай и смешной, но именно такой, с последствиями. На Пасху втихаря, нарушив порядок, отправился ночью... нет... да, ночью в храм. А уже рассветало, и возвращался домой, то есть в часть. Все было просто — деревянный забор. Был обнесен тот участок, где рота наша жила. А там была доска вот такая широкая, а тут вот узкие доски. Сметливые солдаты все очень просто сделали — вот так, как дверь открывается вверх на что-то, доска поднималась гвоздиком вверх, и в эту дырку пролазили, шли ребята в самоволку. Ну, пошел я там. Наутро командир роты спрашивает: «А где ты был ночью?». Я говорю: «Спал. Как — где был?». — «Точно?». — Я говорю: «Конечно, точно». Он говорит: «Пять суток ареста, «губы». Я говорю: «За что?». — «Ну, за то, что ходил в самоволку». А потом мне рассказывает: а у него, оказывается, там дом, где он жил, и он сидел на балконе и видел, как я шел. Ну, пять суток — так пять суток, куда ж деваться? Снимай ремень и иди на «губу» таскать, там... А там еще танковые училища были, траки от танков переносили там с места на место. Правда, отсидел двое суток, потом какие-то учения были. А поскольку мы привязаны были к училищу к военному тоже, где офицеры, а мы должны как лаборанты тоже там участвовать и прочее, я неплохо разбирался, и меня отпустили. Интересно — ну, узнали, что верующий, разборки. Там, что-то такое... Но пока еще не вынося это на публику. Командир роты, там, еще кто-то. Потом вызывает меня командир части, к которой мы были приписаны, и училища тоже. Я помню, подполковник, взрослый, ему было тогда за 50. Он говорит: «Ты верующий?». Я говорю: «Да». Он говорит: «Ну, и как ты, часто вот?..» Я говорю: «Да». — «Где был?». Я говорю: «Ну, на Пасху ходил». Все ждали, что что-то мне очень будет печальное. И вот он мне говорит, этот седой подполковник: «Слушай, сынок, веруешь — и верь, и не бросай веру. Но только не надо так, чтобы знали все». И я за него всегда молюсь. Я узнал потом, что он умер, и так всю жизнь молился за него. Вот так была советская действительность, кстати, когда командир не стал меня ругать, конечно же, все это покрыл и сказал, чтоб меня не трогали.
А. Пичугин
— Но это такой частный случай, видимо. Бывали, наверное, и другие.
Митрополит Феофан
— Да, конечно же. Но мы же говорим о моей личной жизни.
А. Пичугин
— Да, конечно.
Митрополит Феофан
— Мы не даем оценку тому, что было в общем. Если коснемся этого, я тоже могу многое рассказать. Если рассказать, как было потом, когда я поступал в семинарию, там другие есть факты. Я о них тоже расскажу, если будет интересно.
А. Митрофанова
— Ну, конечно, интересно. Но я думаю, что вот тот самый командир, о котором Вы сейчас сказали, ведь он, получается, по возрасту как раз из тех, кто прошел Великую Отечественную войну и был в тех самых окопов, про которые говорят, что там атеистов не бывает.
Митрополит Феофан
— Да, да.
А. Митрофанова
— Я думаю, что человек, который видел смерть вот так вот, лицом к лицу, он, в общем, понимает, что это значит.
Митрополит Феофан
— Конечно. Вы знаете, ведь сейчас я, знаете по моей биографии, многие годы служил на Северном Кавказе. Перенес Беслан, трагедию Южной Осетии, видел много крови, очень часто встречался с военными. Мне передали, что и по сей день в Ханкале висят мои портреты, различные встречи с военнослужащими. Я ни разу не слышал оголтелого безбожия. А ведь где-то в других местах — ну, скажем, так называемая коммунистическая часть нашего общества, которая называет себя атеистами, материалистами, или либеральная общественность, — мы слышим и видим, как говорят о Церкви. Без Бога воин не живет. Потому что слишком часта возможность встретиться с Богом в одном мире. А хочется еще в этом мире пожить. Поэтому лучше с Богом быть поближе.
А. Митрофанова
— Не всегда это удается, конечно. Все-таки мы люди, нам ничто человеческое не чуждо. Понятно. Что Вы — митрополит, владыка, и у Вас, как сказать... И, в общем, и монах, и у Вас такая жизнь — несколько иная в этом смысле. А для людей, которые живут в миру, это иногда бывает планка очень труднодостижимая — чтобы постоянно чувствовать присутствие Бога в своей жизни.
Митрополит Феофан
— Это труднодостижимо, но без этой планки жизнь будет неполной. И, к великому сожалению, может привести к тому, о чем сказал совершенно недавно Святейший Патриарх Кирилл, — к ускорению близкой развязки. Поэтому мы говорим о чем? О планке. Ведь когда участвуют в соревнованиях, в Олимпийских играх, ведь все же идут для чего? Для того, чтобы победить. И не все становятся золотыми призерами, не все становятся серебряными, бронзовыми. Кто на каком месте, там — 15-м, 20-м, 105-м месте... Но все именно стремятся достичь этого Олимпа, да? И в этом-то и суть. И почему вот именно это стимулирует спортсменов — вот эта борьба, эти призовые места — первые, золотые, серебряные, бронзовые? Постоянно тренироваться. Так и о той планке, о которой Вы сказали. Да, не все могут достичь сразу верхней планки. Да в духовной жизни и не требуется. И наоборот — святые отцы всегда предостерегают об опасности восхождения по духовной жизни, достижения планки прямо сразу — взять и прыгнуть. Ножки сломать можно. И головку даже иногда. А в духовной жизни это может называться иным словом — «прелесть». Но планка-то должна быть! И присутствие Бога-то должно быть! Понимание ответственности за эту жизнь необходимо. Иначе будет то, что сказал один герой из «Братьев Карамазовых»: «Если Бога нет, то все доступно». И вот это сейчас вытеснение понимания Бога и религии на обочину жизни как раз и создает ту атмосферу, которая, живя без Бога, а затем и без совести, приводит к тем катаклизмам, которые в мире сейчас существуют.
А. Митрофанова
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В этой студии также Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова, и мы буквально через минуту вернемся к нашему разговору.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию Светлого радио. Напомним, что сегодня здесь Алла Митрофанова и я, Алексей Пичугин. И вместе с нами и с Вами митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. И, в продолжение разговора о той советской действительности, Вы обещали рассказать при поступлении в московские духовные школы — уже обратные примеры: не такого, как я понимаю, расположенная со стороны командования, да, а здесь, видимо, со стороны властей, а что-то обратное.
Митрополит Феофан
— Рассказываю что-то обратное. Это было после армии уже, когда благостный подполковник остался там. А я решил поступить в семинарию. Во-первых, как и почему? Живя еще дома, я никогда не думал о семинарии. Просто я говорил — верующая у нас семья была, но священников у нас не было. Хотя монахиня была — родная тетя моего отца. Потом случилось так, что их, двух девочек, двух сестер привезли в один монастырь. Им было по 10-11 лет. И одной, которая очень хотела, сказали: «Нет, ты не получишься, иди домой, живи дома, все у тебя будет по светской жизни». Родила десятерых детей.
А. Митрофанова
— Ого! (Смеется.)
Митрополит Феофан
— А вторая пошустрей была — ее оставили в монастыре послушницей. Кстати, отсидела потом десяток лет по лагерям — просто поймали, в монастырях облавы были. Вот их поймали — и по лагерям. Да. Так вот... И все, больше не было монахинь у нас, и священнослужителей — тем более. Но однажды, посетив Троице-Сергиеву лавру... А у меня уже был друг, который поступил в семинарию. Я приехал к нему, и у меня сердце дрогнуло. Я увидел совсем иной мир. Увидел ребят, увидел преподавателей. Зашел в общежитие, где они живут. И мне показалось, что это совсем другое — вот это мое. То, чем мы жили в детстве. Поэтому я решил поступить в семинарию. Жил в Московской области уже, неплохо устроился. Подаю документы в семинарию в надежде, что, конечно, пройду. Готовился, я в храм ходил, все, молитвы, естественно... Короче говоря, то, что надо было сдать на вступительных экзаменах, меня не очень тревожило. И мне показалось, что я сдам все. Но!.. А здесь начались проблемки. Меня вызывают сначала в военкомат, и военком на меня очень... Ласково сначала разговаривает: «Да что Вы! Да как же так! Вы такой способный...» А я учился всегда хорошо. «Вы куда идете?». А вот такая смелость у нас в роду была всегда. Меня ничего не пугало. Я говорю: «Куда я иду? В семинарию. А семинария где? У нас в Советском Союзе. Официальное заведение». Он начинает поднимать тон и говорит: «А Вы знаете, что это же против Родины!» Я: «Как — против Родины?».
А. Митрофанова
— Интересно. (Смеется.)
Митрополит Феофан
— Я только армию отслужил. «Но у нас же все совсем другое. Мы же строим мир без Бога. Все равно все это скоро кончится, вся эта религиозная Ваша... тьма», — как он тогда выразился. Я говорю: «Ну, это вопрос еще — что кончится, что начнется». И перепалка. Краснеет, начинает на меня орать. Я говорю: «А Вы, между прочим, не орите на меня. У меня родной дядя, брат отца, Герой Советского Союза, второй — то же самое. Отец прошел до Берлина, весь в ранениях. Поэтому Вы мне о любви к Родине, — я говорю, — не говорите. У нас семья — она очень твердая». А дядя моего отца — полный Георгиевский Кавалер. Мы знаем цену любви к Отечеству. Он обмяк: «Идите». Пошел. Проходит несколько дней еще — вызывают меня еще одни дяди. В какой-то там околоточек куда-то. Теперь ясно, что это было — это сотрудник КГБ. И опять пошла — как там у Высоцкого про коварный зарубеж? Так и тут. «Да мы Вам, да вот, там, все, и прочее, и место хорошее!». Опять упрямый мальчонка говорит: «Нет. Я хочу в семинарию». — «Заберите это!» Я говорю: «Нет, не заберу». Экзамены — сдаю экзамены, все нормально, хорошо, бойко все отвечаю. Вывешены списки. Жадно ищу свою фамилию — и... Другой список — «Не прошедшие по конкурсу».
А. Митрофанова
— И Вы не прошли по конкурсу?
Митрополит Феофан
— И я не прошел по конкурсу. И «будьте здоровы, юноша!». И, естественно, внутренняя печаль. Близкие мои тоже так опечалились. Они меня тоже как-то... И отец говорит: «Ну, подожди ты, институт окончи, а потом уж пойдешь».
А. Пичугин
— А после института-то, в общем, и не брали никогда.
Митрополит Феофан
— Да-да, вот это и проблема тоже была.
А. Пичугин
— А кто тогда поступал обычно? Дети духовенства, которых?..
Митрополит Феофан
— Нет, нет, я бы не сказал, что дети духовенства. Значит, там была система такова: как правило, смотрели, чтобы уж такие талантливые — их не брать, давали оценочку, и очень много поступало тогда с Украины, особенно с Западной Украины, даже несмотря на то, что это была Московская Духовная семинария.
А. Пичугин
— Ну, а больше некуда. Ну, в Киев, наверное, да, в Одессу?
Митрополит Феофан
— Да, нет, тогда в Киеве не было — в Одессе.
А. Пичугин
— В Киеве не было — в Одессу. В Одессе была, да.
Митрополит Феофан
— В Одессе была тогда семинария. Ну, нет — и нет. Вызывает меня ректор: «Зайди, — говорит, — юноша, ко мне». А ректором был тогда ныне на покое митрополит, ушел на покой, Минский и Белорусский Филарет. Член Синода потом. Замечательный архипастырь такой. Он мне говорит: «Слушай, ты должен покинуть Московский регион, если хочешь поступить». Такой у него басок был. Я вздрогнул. Никому не понятно сейчас, что значит покинуть в те времена, потерять московскую прописку. Московская прописка — это как нечто сегодня... некая привилегированная карточка. Ну, не знаю, сейчас, говорят, там какие-то золотые карты там есть. Ну вот это тоже была привилегия — иметь московскую прописку. Пишет листок, говорит: «Вот уезжай из Московской области, чтоб духу твоего не было!». И пишет записочку епископу Смоленскому Гедеону: «Вот он тебя примет, я с ним уже переговорил, а на следующий год приезжай, поступать будешь». Ну, что же, поехал, опечаленный, приехал, эту записочку подаю. Он меня с любовью принял, поселил меня жить на колокольне.
А. Митрофанова
— (Смеется.) Романтично.
Митрополит Феофан
— Лазил по приставной лестнице на колокольню туда. Обстановочка такая... Нет, правда, тепло там было, но кровать, шкафчик какой-то. А когда шел по колокольне, подойдешь к этой лестнице — обязательно крыс полна.
А. Митрофанова
— Ой!
Митрополит Феофан
— Ну, ничего страшного — они туда, вроде бы, не добирались ко мне. Все нормально. Целый год читал, прислуживал Гедеону епископу. На второй год поступаю. Зашел — он мне тогда сказал: «Ты зайди сразу ко мне, как будешь поступать». Я зашел к нему. Он так улыбается, усищи такие у него были.
А. Пичугин
— Да и сейчас...
Митрополит Феофан
— Да. Он говорит: «Да!». Секретарю говорит: «Собери там профессоров», вызывает. Вызвал состав профессоров, преподавателей, и комиссия официально принимает у меня вступительные экзамены. Говорит: «Обстоятельства есть — надо принять у него экзамены». Принимают экзамены, бойко я все ответил. «А теперь вон из семинарии, чтобы духу твоего тут не было!».
А. Митрофанова
— Почему?
Митрополит Феофан
— Опять я так растерялся. Он говорит: «Я скажу потом». Ну, ладно, все сдают экзамены, прочее. Я тоже где-то там живу на квартире. Потом нашли меня, говорят: «Приходи». Прихожу — в списке, я зачислен на второй курс сразу! Значит, год не пропал даром! А затем уже было... Значит, суть дела такова — почему «вон из семинарии!» и почему отдельно приняли. Поскольку меня, что называется, внесли в «черный список» по Московской области, а там шныряли вот эти представители определенных трех букв, и они в лицо могли знать. И чтобы не попадаться мне на глаза... А там я проходил по другим спискам — уж это не их, так сказать, забота, да? И ничего страшного.
А. Митрофанова
— Поэтому Вас выставили вон. А почему же Вас в первый раз не приняли?
Митрополит Феофан
— А в первый раз не приняли, потому что решили всех, кто не должен... А зачем? Я противился: «А зачем вообще я иду, если я перспективный, способный советский паренек?».
А. Пичугин
— И уже те, кто на 1-м курсе учится в 1-м классе, наверное, их отсматривают, как они учатся, а на 2-м они как-то и не нужны, все всё знают?
Митрополит Феофан
— Да. Поэтому все нормально. Была еще одна причина — необходимо было как можно больше подготовить будущих кандидатов в священство. А лимит небольшой был. И поэтому это была еще одна такая, скажем, лазейка, когда переводили или брали на 2-й курс сразу, брали, там, со 2-го на 4-й сразу курс, переводили — чтобы дать возможность как можно больше пройти через систему семинарии, будучи кандидатом в священство. Так вот как раз я отучился 2-й курс, хорошо очень окончил, хорошие показал результаты. Вызывает меня опять этот же ректор, опять в усы, и говорит: «Ну, знаешь, что, юноша? Ты в долгу». Я говорю: «В каком?» — «А вот тебе надо на четвертый курс сразу».
А. Митрофанова
— Ого!
Митрополит Феофан
— «Вот тебе задание: лето — никаких каникул. Занимаешься — и сдаешь все за 3-й курс. А потом уже сразу на 4-й».
А. Митрофанова
— Ну, Вы сдали, конечно?
Митрополит Феофан
— Я сдал, конечно, и так оказался на 4-м курсе семинарии. Семинарию окончил успешно и сразу же дальше — Академия, поскольку окончил по первому разряду, одни пятерки. А Академию уже — год в год. В Академии...
А. Пичугин
— ...два года, да?
Митрополит Феофан
— Четыре. Четыре года. В Академии было принято твердое решение поступить в монастырь, что и сделал. Затем постриг в монастыре у раки Преподобного Сергия. Постригал меня архимандрит Иероним, А принимал как духовник архимандрит покойный Наум. И так окончил успешно уже в священном сане Академию. Ну, а дальше так Господь определил — хотел остаться в монастыре навсегда, твердое было желание. Но однажды меня вызвало священноначалие. Я учился еще на 3-м курсе... И сказали: «Юноша, не желаете ли Вы потрудиться за рубежом?».
А. Пичугин
— А вот это как раз очень интересно, потому что Вы — молодой человек, проживший 30 лет в Советском Союзе и ничего, кроме Советского Союза, я так понимаю, на тот момент не видевший, оказываетесь не где-нибудь, а в Израиле, который для Советского Союза был — ну, так себе другом.
Митрополит Феофан
— Да, да. И вот, значит... Ну, была просьба — это было духовное лицо, высокопоставленное, — чтобы я никому не говорил. Как он тогда сказал, «мы должны провентилировать». Да, провентилировать — я думаю, что это совершенно ясно, о чем речь шла, — согласовать с властью мою кандидатуру — насколько я проходим для работы за рубежом. Ну вот очень много бывает различных, особенно в желтой прессе и либеральной, что вот тогда священники — они сотрудничали... Не знаю, как другие, но никто уже ко мне не подходил. Возможно, стояла пометочка о моих разговорах при поступлении, твердость такая была. Ясно было — и отец... Но, с другой стороны, ведь у нас семья такая была. Я Вам рассказывал, что родной дядя — Герой Советского Союза, отец не принимал идеологию атеизма, социализма и коммунизма, но воевал на фронте. Вот мама рассказывала об отце — это тоже интересный один момент. Когда в 1941 году началась мобилизация, ну, и отца, то же самое, призывают в армию. Слезы — женщины. И одеваются — ну, кто как: фуфаечка какая-нибудь старенькая, там, одежонка. А отец матери говорит: «Слушай, Шур, достань мне костюм свадебный из сундука». А мать говорит: «Ты что, с ума сошел? Какой тебе костюм? Ты в окопы сейчас сразу пойдешь. А это наш свадебный... У нас больше нет ничего». И вот отец — вот у меня... Вот, говорят: «Вот, патриотизм, вот любовь...» Отец говорит: «А что я, оборванцем пойду в армию? Я иду Родину защищать. Достань мне костюм». И мать достала этот костюм и отдала отцу. Так вернемся опять к Академии.
А. Пичугин
— Как Вам, молодому человеку, оказаться впервые за рубежом.
Митрополит Феофан
— Да, как оказаться за рубежом впервые. И тогда... Это был митрополит Никодим, он был председателем отдела внешних церковных связей — тогда называлось так. Он мне предложил, я же — ну... Да, и то — вот удивительно, как говорят... Потому что я не побежал сразу. Я говорю: «Я подумаю, я посоветуюсь с духовниками». Он так улыбнулся... Обычно с радостью...
А. Пичугин
— Нелогичный ответ.
Митрополит Феофан
— Да, что-то непонятное, скажем так. Я посоветовался, и мы долго беседовали. И тогда я услышал от людей, которых никто ни в чем не может обличить, у них совесть чиста. Говорят: «Ну хорошо, что такое? Это наша возможность свидетельствовать о православии. Не бойся, езжай». Ну, и тогда я прямо с твердой душой говорю: «Да, я согласен». И он говорит: «Ну вот подожди». Потом прошло довольно долго времени, не знаю — чуть ли не около года, уже ближе к выпуску. Он говорит: «Все нормально, ты проходишь». Решение Синода о том, что меня направляют в Иерусалим. А вот здесь другая закавыка. Тогда было так называемое «дело Менделевича». Это был как раз бум, когда евреи покидали Россию, Советский Союз, и Менделевич решил угнать самолет из Ленинграда и улететь. Но, естественно, чем все это окончилось... И когда подали на визу израильтянам, израильтяне не дают мне въездную визу. И говорят: «Вот отпустите Менделевича, и мы дадим визу вот Вашему представителю Церкви».
А. Митрофанова
— (Смеется.) Шантаж такой!
А. Пичугин
— Мы напомним, что митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в гостях у Светлого радио в программе «Светлый вечер». В итоге все благополучно, Вы приехали в Израиль?
Митрополит Феофан
— Благополучно, я приехал в Израиль. Нет, не все. Ну, потому что это длилось долго, почти более двух лет. Я успел окончить аспирантуру.
А. Пичугин
— А, то есть Вы жили здесь?
Митрополит Феофан
— Я ждал здесь.
А. Пичугин
— Просто ждали визу?
Митрополит Феофан
— Ждал визу.
А. Митрофанова
— Времени зря не теряли?
Митрополит Феофан
— Да, времени зря не терял, и все слава Богу. И, наконец, я в Иерусалиме. Ну, а там уже, в общем-то, известно. Трудности только были другого характера. Сейчас мы едем спокойно в Иерусалим, огромное количество паломников. Тогда — оторванность. Нет ни дипотношений — мы единственные советские граждане, официально живущие в другом государстве, с которым не очень добрые нашей страны были, находились там. И отсюда все вытекающие трудности. Но, слава Богу, были радости — самое главное: мы имели возможность, которой не имели миллионы верующих нашей страны, — молиться у Гроба Господня и в других святых местах. И, в какой-то степени, в меру наших духовных сил представлять наш народ, наших верующих, нашу Церковь. Я думаю, что это было тоже самое благодатное время — пять лет в Иерусалиме, когда наш день начинался с похода (а иногда ночью) на Божественную литургию ко Гробу Господню, ко Гробу Богоматери. Это было ежедневно.
А. Митрофанова
— Потрясающе.
Митрополит Феофан
— А вечерами мы с нашими коллегами, как правило, каждый день делали прогулку вокруг всего Старого города.
А. Митрофанова
— Ничего себе! Ха-ха! Так несколько километров!
Митрополит Феофан
— Да, да.
А. Митрофанова
— Это, конечно, удивительное такое состояние, наверное, если есть возможность несколько лет пожить на Святой Земле, тем более, служить там, тем более, в храме Гроба Господня. Но сейчас Вы в Татарстане.
А. Пичугин
— Да, мы пропустим, наверное, сейчас... Через несколько десятилетий...
А. Митрофанова
— Да, поскольку у нас, к сожалению, подходит к концу программа...
А. Пичугин
— Потому что программа, да, недолгая.
А. Митрофанова
— И Татарстан — это тоже особое такое пространство. Но вот как Иерусалим, наверное, это встреча сразу нескольких культур, так и Татарстан — тоже земля, где представлены разные религии, конфессии. В чем особенность Вашего служения там? Вы там митрополит. Как это?
А. Пичугин
— Я так понимаю, что Вы туда... Вы отправились в Татарстан, потому что у Вас уже был большой опыт служения на Северном Кавказе, где и ислам, и христианство. Так точно и в Казани?
Митрополит Феофан
— Вы близки к истине. Но опять удивительный момент промысла Божия. Ровно 50 лет назад, когда меня назначили в Татарстан, я в Татарстане, в казанском Кремле принимал воинскую присягу.
А. Митрофанова
— То есть у Вас, фактически, круг такой, да, замкнулся?
Митрополит Феофан
— Да. Там была часть. Да. Была часть там.
А. Пичугин
— А служили в Ульяновске и были митрополитом Ульяновским?
Митрополит Феофан
— А направили служить в Ульяновск. Ровно через 50 лет я вернулся и именно служил уже в Казанском Кремле, в Благовещенском соборе в сане митрополита, управляющий Казанской и Татарстанской митрополией. Вот здесь еще и особое водительство промысла Божия. Но и, конечно, тот опыт... Святейший Патриарх об этом так и говорил: «Кому же, как не тебе, надо поехать в Татарстан? Потому что ты знаком с исламским миром — это и Кавказ, это и Иерусалим, это и Египет, это и Сирия — до этого». Поэтому, конечно же, для меня исламский мир не был новым. И поэтому когда я прибыл в Татарстан, то и по сей день сложились совершенно нормальные, добрые взаимоотношения и с муфтием, и в целом с мусульманской общиной. И очень важно понимать одно: иногда нас обвиняют, говорят: «Ну, Вам зачем какие-то контакты?». Я задаю тот же вопрос: «А Вы всегда чисты в своей вере?». — «Ну, да, да-да, стараемся». — «Врете. Потому что мы живем в обществе, когда даже нередко в одной семье кто-то не просто другой веры — вообще безбожник-атеист, и часто очень нагло оскверняющий наши уши, нашу веру, да? И мы живем в таком обществе. А здесь — носители другой культуры, другой веры. И мы что, с ними не должны иметь никаких контактов? Это не значит, что мы уступаем истины своей веры. Но столько общечеловеческих задач и проблем — то же вообще безбожие, или же безнравственность, или же проблемы социального характера, или же проблемы демографии, абортов. Это наша общая задача. Поэтому здесь мы находим общее понимание.
А. Пичугин
— А Вам удается ездить по республике? Просто вот от моих поездок в Татарстан у меня сложилось впечатление, что это действительно сложный регион. Мы помним историю 90-х годов, историю попыток таких робких, иногда не очень робких, отделения. Я понимаю, что у людей там очень на высоком уровне находится самосознание — именно то, что «мы — это республика Татарстан». И поэтому там сильны позиции ислама. А вот насколько там сильны сейчас позиции Православной церкви?
Митрополит Феофан
— Я приведу простой пример. Недавно был участником Форума православной общественности в Татарстане. И вот насчет сильных позиций. Представьте себе, что в лучшем зале Казани собралось 600 делегатов общественности. Присутствовали Полномочный представитель Президента в Приволжском округе Бабич, президент Татарстана, премьер-министр, председатель у них там Горсовета, мэр Казани — вся верхушка власти. Кроме этого, очень важно, что в зале находились все главы муниципальных объединений и как раз решали вопросы православного свидетельства. И среди прочих, в первую очередь, конечно же, отмечалась важность визита Святейшего Патриарха Кирилла в Казань. Поскольку Вы говорите, что были в месте, Вы видели, насколько...
А. Пичугин
— Это в Ульяновске?
Митрополит Феофан
— А, Вы в Ульяновске были, в Казани не были?
А. Пичугин
— В Казани я отдельно был в другой раз.
Митрополит Феофан
— А в Казани вообще — это в какой-то степени исторический визит был Патриарха. И когда Патриарх закладывал вместе с Шаймиевым, Миннихановым и Вашим покорным слугой воссоздание Казанского собора над местом явления Казанской иконы Богоматери... Затем в своем докладе я очень говорил позитивно то, что было, то, что делается в Татарстане, и затем затронул некоторые вопросы, которые требуют разрешения. И вот при всем честном народе, при руководстве я обратил внимание о важности выделения земельных участков под строительство православных храмов, о важности сохранения баланса между исламом и православием (потому что население 50 на 50), о необходимости воссоздания Казанской Духовной Академии...
А. Пичугин
— Именно Академии?
Митрополит Феофан
— Именно Академии.
А. Пичугин
— А семинария сейчас есть, да?
Митрополит Феофан
— Семинария есть. Я ректор семинарии. И поэтому я бы сказал, что православие в Татарстане не в загоне. И как бы не было кому-то больно слышать, хотел бы кто-то услышать, что «ну как Вы там, бедные-несчастные?» — неправильно. Я скажу: «Прииди и виждь!». Православная жизнь... Я не буду отвечать, что было до меня, но на сегодняшнем этапе поступательно и развивается... Наверное, не в каждом сугубо православном регионе Вы увидите такую активность, особенно строительство сейчас Казанского собора. Это грандиозный собор, и мы сейчас практически дошли уже, подходим к центральному куполу.
А. Пичугин
— Быстро.
Митрополит Феофан
— Быстро.
А. Пичугин
— Я был два года назад — еще ничего не было.
Митрополит Феофан
— Ничего не было. И очень высокое качество. Вдобавок, мы не строим, а воссоздаем — в точных рамках, в которых был собор и раньше. Мы наметили и открываем развитие и просвещение Духовной православной гимназии. Я говорю уже об Академии. У нас очень активное молодежное движение, социальная деятельность. Это замечательный реабилитационный центр наркоманов и алкоголиков, дающий позитивные результаты. Молодежное движение — мы провели недавно форум, Международный молодежный форум. Я хочу сказать, не всегда это удается, может быть, даже и Первопрестольной. Рассказываю. Делегации были из Великобритании, Германии, Франции, Дании, Голландии, Украины, Белоруссии, Казахстана. Я не говорю о наших. И мы уже получаем сейчас приглашения... Они были поражены увиденным у нас. Поэтому, слава Богу, еще раз повторяю, самим нам надо трудиться. И когда мы пеняем, что «а, вот они вот мусульмане», давайте будем честными...
А. Пичугин
— Они трудятся.
Митрополит Феофан
— Они сплоченные. И они трудятся. А мы нередко разглагольствуем, но не трудимся. Посмотрите пятничную молитву у мечети — их полно, мужики. А где наши? Я об этом говорю открыто в своих проповедях, при встречах, через СМИ тоже. Надо не пенять, а трудиться.
А. Пичугин
— Спасибо большое! Время наше закончилось. Мы напомним, что митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был гостем программы «Светлый вечер» на Светлом радио. Спасибо, владыка! Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин. До свидания!
А. Пичугин
— Всего доброго, будьте здоровы!
Митрополит Феофан
— Благодарю Вас, Алексей и Алла! Спасибо!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов












