Говоря о русских художниках, братьях Викторе и Аполлинарии Васнецовых, критики порой называли Аполлинария робкой тенью Виктора. Братья на сравнения внимания никогда не обращали. Не было в их жизни места соревнованию, а были только любовь и настоящая дружба.
Васнецовы происходили из известного на Вятской земле рода священников. Будущие художники рано остались сиротами. Аполлинарию было тогда всего 13. Виктор, старше на восемь лет, заменил ему отца. То, что младший брат способен к живописи, он заметил, когда Аполлинаша был ещё совсем маленьким. Виктор как-то показал ему свои рисунки. Аполлинарий хотел во всём походить на брата. Он взял мел и расписал стены дома. Мел отобрали, но малыш нашёл кусок мыла и продолжил свои настенные экзерсисы. Домашние поняли: в семье растёт будущий художник.
Братья были неразлучны с детства. Вместе росли, играли, рисовали. Первыми учителями в живописи стали для них отец и бабушка, которую внуки называли «бабушкой с акварелями» — у неё было много красок, которых она не жалела для мальчиков. Идя по стопам отца-священника, братья закончили духовное училище в Вятке. Они проводили вместе всё свободное время. И не представляли себе жизни без рисования. Виктор познакомился с художником Андриолли, брал у него уроки, настоял на том, чтобы брат тоже посещал эти занятия. Узнав, что в Петербурге есть Академия художеств, Виктор решил ехать в столицу. А поступив учиться, взял к себе и Аполлинария.
Оказавшись в чужом городе, Васнецовы, помнившие о тёплой атмосфере родительского дома, держались поближе друг к другу. Правда, Аполлинарий неожиданно изменил свои планы: сдал экзамен на должность сельского учителя и уехал в деревню. Виктор убеждал брата, что как художник он принесёт гораздо больше пользы народу, но Аполлинарий стоял на своём.
Спустя год, когда Виктор уже женился и переехал в Москву, Аполлинарий всё-таки решил посвятить себя искусству. Он тоже перебрался в Первопрестольную и поселился у брата. Васнецовы вместе гуляли по Москве, которую сразу полюбили, и возвращаясь с очередной прогулки, восхищались тем, сколько чудес они сегодня повидали. Жили в то время братья трудно, но в уныние не впадали и много работали. Дела поправились, когда картины Виктора начали покупать. Став знаменитым, он не изменился: по-прежнему оставался советчиком брату и поддерживал его материально.
Друзьям казалось, что Васнецовы не разлучаются, даже если им приходилось надолго расставаться. Так было, когда Виктор 10 лет прожил в Киеве, расписывая Владимирский собор. Братья из писем знали о каждом шаге друг друга. Так было и когда Аполлинарий женился, и когда сам стал признанным художником. Виктора он навещал почти каждый день. У старшего брата уже выросли дети, в его доме собиралась молодёжь, затевались любительские спектакли. Виктор и Аполлинарий с увлечением писали декорации, гримировали артистов и шутили, что «Васнецовы всюду суют свой нос».
Конечно, не обходилось и без споров. И не только по профессиональным вопросам. В 1905 году в России произошла революция. Младший брат приветствовал её, старший считал бедой. То, что Виктор прав, Аполлинарий понял в 1917-ом. «Безумие — вручать судьбы народа страны тёмным массам низов», — сказал он, глядя, как большевики расправляются с тем, что было ему дорого. В том числе с его собственными работами и работами брата — церковными росписями и иконами.
Смерть Виктора Михайловича в 26-ом году стала ещё одним тяжёлым ударом для Аполлинария Михайловича. Не стало самого близкого человека. «Это был учитель, друг, память о котором внесла огромное опустошение в душу и похолодила сердце», — сказал потом художник. Он умер в 33 году. После смерти Аполлинария Михайловича его сын написал книгу об отце и дяде, одной из главных радостей в жизни которых была радость общения друг с другом.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема