Огромный «Боинг» медленно выруливает на взлётную полосу, останавливается, из турбин вырывается низкий клокочущий рык, и вот, я смотрю, как уже проплывают внизу игрушечные домики, самолётики, лоскутки полей.
Рядом со мной — молодой мужчина, прилично одетый, где-то лет после 30. Слегка улыбнувшись, надеваетбольшие наушники, что-то пролистывает в телефоне. Закрывает глаза — и погружается в музыку. Его лицо то блаженно улыбается, то сосредотачивается и становится напряжённым. Иногда он немного покачивается, или начинает отбивать ногой ритм. Через несколько минут он напрочь забывает, что он — не один, что рядом — люди. Его эмоциональность начинает быстро приближаться к допустимым пределам.
Я уже смотрю на него с раздражением, предвкушая момент, когда его рука или нога наконец-то неловким движением заденет меня и я смогу его одёрнуть. «Интересно, что же он там такое заводное слушает? Или рок, или какая-то дешёвая попса» — мысли крутятся в моей голове. «Ну почему же его никто в детстве не научил элементарным правилам приличия! Смотреть противно! Клоунада какая-то!» — градус моего напряжения всё нарастает. Рука соседа немного приподнимается — и он начинает немного дирижировать. На лице одна за другой сменяются эмоции. Вот что-то печальное, глубокое — и вдруг — озаряющая лицо блаженная улыбка.
В этот момент подъезжает тележка с обедом. Естественно, он ничего не слышит. Стюардесса слегка касается его плеча — ноль реакции. Немного посильнее — он открывает глаза, и видно, что никак не может понять, в чем дело. «Вы что на завтрак будете, омлет или блинчики?» — улыбаясь, спрашивает стройная стюардесса. «Что? Зачем?» — несколько ошарашенно пытается понять мой спутник. «Кушать собираетесь?» «Кушать? Нет, спасибо, ничего не хочу!» И наушники снова возвращаются на голову.
Краем глаза я замечаю, как на телефоне появляется крупная обложка альбома. Вот это неожиданность. Бах! Он слушает Баха!
Мне становится стыдно. Умел бы я молиться так, как этот парень вслушивается в оркестровые сюиты.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема