Водитель трамвая — интересная профессия. Может быть, кому-то и кажется, что жизнь вагоновожатого однообразна и скучна. Но у пассажиров, которых от верной гибели спас Игорь Трефилов — водитель одного из петербургских трамваев — на этот счёт особое мнение.
Летним утром 2012-ого года Игорь вывел свою машину на линию. Народу в час пик в салоне было много — несколько десятков человек. Беды ничто не предвещало, трамвай недавно вернулся из ремонтной мастерской. Игорь успел проехать всего несколько остановок, когда неожиданно вспыхнула кабина. Огонь занялся сразу и был таким сильным, что на водителе моментально загорелась одежда:
Игорь Трефилов:
«Мне опалило волосы, жилетка была уничтожена, и испорчен был пиджак. Я быстро выскочил сюда в салон».
Первым делом Игорь открыл двери трамвая. Пока пассажиры покидали салон, водитель пытался обесточить горящую машину. Для этого нужно было вернуться в кабину и отключить устройство, соединяющее трамвай с проводами. Но сделать это Игорю помешал огонь.
Тогда он выбежал на улицу. Голыми руками Игорь стянул верёвку токоприёмника — на ней уже дымилась пластмасса. Не обращая внимания на боль от ожогов, водитель достал огнетушитель и быстро затушил пламя. Потом, во время служебного расследования, специалисты заявили, что если бы не грамотные действия Игоря, пассажиры погибли бы: в подобных случаях не обесточенные трамваи сгорают дотла за пять минут. Игорь, регулярно посещавший занятия по инструктажу, знал об этом. Поэтому и действовал молниеносно. Его волновало одно: лишь бы не пострадали люди. Всё обошлось, пассажиры травм не получили.
А вот ожоги, которые получил сам Игорь, оказались серьёзными, руки потом долго заживали. Впрочем, и на больничном студент технического ВУЗа Трефилов не сидел без дела — готовился к государственным экзаменам. Получив диплом, Игорь вернулся на родное предприятие, только уже не вагоновожатым, а инженером. Расставаться с трамваями Трефилов не хочет. Говорит, что за ними — как за экологичным видом транспорта — будущее. Как выяснилось, того же мнения придерживаются мальчишки — одноклассники сына Игоря. Когда однажды они стали рассказывать, какие машины у их отцов, Трефилов-младший выпалил: «А у моего папы трамвай!». И мальчишки, не сговариваясь, хором протянули: «Ну-у, здорово!»
В программе использованы материалы «Пятого канала».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема