
Фото: Juliana Kozoski/Unsplash
Израильский царь Давид сложил множество псалмов – молитвенных песней, обращенных к Богу. Произведения псалмопевца – это не только славословия,благодарения и плачи, но и откровения о Божиих тайнах. Так, в сто третьем псалме, воспевая создание мира Творцом, Давид говорит о том, что «на горах станут воды».
Воды на горах? Долгое время людям такое трудно было представить. И слова псалмопевца трактовались как образ, описывающий волны, вздымающиеся выше гор. Однако, в 1872 году научная экспедиция Британского королевского общества обнаружила в глубинах Атлантического океана настоящий горный хребет! Исследования проходили на парусно-паровом корвете «Челленджер» под руководством океанографа Чарльза Томсона.
Комментарий эксперта:
У экспедиции Чарльза Томсона была сугубо практическая цель – специалисты изучали возможность прокладки коммуникационного телеграфного кабеля через Атлантический океан. Для исследования дна в арсенале ученых изначально был лишь обыкновенный лот – веревка со свинцовой гирей на конце. В процессе работы Чарльз Томсон усовершенствовал прибор – вместо троса ученые стали использовать стальную проволоку толщиной в один миллиметр, спуск лота производился с помощью специального станка-рулетки.
Экспедиция «Челленджера установила, что глубина океана в разных местах отличается на несколько километров. Посреди Атлантики учеными был обнаружен настоящий горный хребет!
Горная система, открытая британскими учеными на дне Атлантического океана, получила название Срединно-Атлантический хребет. Это единая гряда протяженностью более восемнадцати тысяч километров с перепадами высот до нескольких тысяч метров.
Результаты экспедиции «Челленджера» были подтверждены в начале двадцатого века благодаря методу эхолокации – его изобрел английский ученый Хайрем Максим.
Комментарий эксперта:
Хайрем Максим обратил внимание, что летучие мыши могут перемещаться в полной темноте, не задевая предметов. После экспериментов, в которых животные были лишены возможности использовать зрение и слух, стало понятно, что они задействуют иные методы ориентирования в пространстве. Ученый предположил, что летучие мыши посылают некие низкочастотные сигналы, которые, отражаясь от окружающих предметов, возвращаются и сообщают сведения о них. Он создал аппарат, работающий аналогичным образом – его назвали эхолотом. В дальнейшем эхолоты стали использовать при работе в морских глубинах, в том числе и для исследования рельефа океанского дна.
Эхолокация показала, что горная сеть шириной около километра проходит через середину не только Атлантического, но всех мировых океанов – эти хребты стали называть срединно-океаническими. По своим очертаниям подводные горы сравнимы с такими возвышенностями суши, как, например, Саяны.
Научные исследования показали, что воды мирового океана действительно стоят на горах – как и утверждал в своей песни псалмопевец Давид в десятом веке до Рождества Христова.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема