«Молодые люди постепенно зажили общей жизнью. Д'Артаньян, не имевший никаких привычек, так как впервые приехал из провинции и окунулся в совершенно новый для него мир, усвоил привычки своих друзей.
Вставали в восемь часов зимой, в шесть часов летом и шли к г-ну де Тревилю узнать пароль и попытаться уловить, что нового носится в воздухе. Д'Артаньян, хоть и не был мушкетером, с трогательной добросовестностью исполнял службу. Он постоянно бывал в карауле, так как всегда сопровождал того из своих друзей, кто нес караульную службу. Его знали в казарме мушкетеров, и все считали его добрым товарищем. Г-н де Тревиль, оценивший его с первого взгляда и искренне к нему расположенный, неизменно расхваливал его перед королем.
Все три мушкетера тоже очень любили своего молодого товарища. Дружба, связывавшая этих четырех людей, и постоянная потребность видеться ежедневно по нескольку раз – то по поводу какого-нибудь поединка, то по делу, то ради какого-нибудь развлечения – заставляли их по целым дням гоняться друг за другом. Всегда можно было встретить этих неразлучных, рыщущих в поисках друг друга от Люксембурга до площади Сен-Сюльпис или от улицы Старой Голубятни до Люксембурга…»
Услышав текст сегодняшней «Закладки» (а фрагмент из «Трех мушкетеров» читал Владимир Спектор), – наш постоянный слушатель вправе испытать удивление: с чего бы это мы в эфире христианской радиостанции обращаем свой взгляд на Александра нашего Дюма? Так с того и обращаем, что нашего. И не в том дело, что он потомок Анны Ярославны Киевской (королевы Франции), и совсем не в том, что в середине девятнадцатого века Дюма провел два года в России – бывал в Питере, в Москве, в Царицыне, на Кавказе и Валааме.
Просто многих из нас и вашего покорного слугу в том числе «Три мушкетера» уберегли от банального уныния современной нам тогда эпохи и рассказали о том, что есть такое настоящая дружба – бескорыстная, чистая, самоотверженная.
И это совсем не из фильма, а из текста романа – та знаменитая фраза, услышав начало которой, любой из нас продолжит без труда: «Один за всех…» Вот-вот. То самое. Недавно имя этой книги встретилось мне в современных стихах питерского поэта Виталия Дмитриева, чья молодость и зрелость оттуда – из поколения дворников и сторожей. Вот он оглядывается сегодня назад, в то время:
Сколько помню себя – только цепь бесконечных утрат
Саша, Боря, Олег… Кто продолжит трагический ряд?
Обольщаться не стоит. Продолжить сумеет любой.
Ты ведь знаешь, что список кончается только тобой.
Ничего. Отшутись. Перечти “Мушкетёров” Дюма.
Это жизнь. Просто жизнь. И она от тебя без ума…
…И нежный финал стихотворения: «…И в какой это жизни? Не знаю. И знать не хочу. / Я любовью к Отчизне за это еще заплачу…»
И еще я помню, как мы шутили: «В Советском Союзе издается немало монархических произведений» – «Да ну? Например?» – «Например, «Три мушкетера». Но кроме шуток: в государстве, где говоря словами другого поэта, были национализированы мысли и даже – чувства, мушкетерские плащи Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна сообщали о том, что есть и нечто неподвластное.
И когда сегодня мой маленький сын пишет в письме деду Морозу: «хочу костюм мушкетера» – мне кажется, я его понимаю.
«…Обещания, данные де Тревилем, между тем постепенно осуществлялись. В один прекрасный день король приказал кавалеру Дезэссару принять д'Артаньяна кадетом в свою гвардейскую роту. Д'Артаньян со вздохом надел мундир гвардейца: он готов был бы отдать десять лет своей жизни за право обменять его на мушкетерский плащ. Но г-н де Тревиль обещал оказать ему эту милость не ранее, чем после двухлетнего испытания – срок, который, впрочем, мог быть сокращен, если бы д'Артаньяну представился случай оказать услугу королю или каким-либо другим способом особо отличиться. Получив это обещание, Д'Артаньян удалился и на следующий же день приступил к несению своей службы.
Теперь наступил черед Атоса, Портоса и Арамиса ходить в караул вместе с д'Артаньяном, когда тот бывал на посту. Таким образом, рота г-на Дезэссара в тот день, когда в нее вступил Д'Артаньян, приняла в свои ряды не одного, а четырех человек».
Наверное, кто-то скажет: «а ведь у вашего Дюма в его романе – явные антиклерикальные мотивы». Мы дружно ответим на это, что, во-первых, кардинал – это еще не вся церковь, что, во-вторых, один из мушкетеров, а именно – Арамис, – был незаписным богословом, а в-третьих, с идеологической частью пускай уж папский престол без нас разбирается.
А я, вспоминая сегодня эту великую книгу, с наслаждением повторю вослед за нашим бардом: «Если, путь пpоpубая отцовским мечом, / Ты соленые слезы на ус намотал, / Если в жаpком бою испытал, что почем, – / Значит, нужные книги ты в детстве читал!..»
«Пополнение»

Фото: PxHere
Как-то ранним утром я решила искупаться в реке, что недалеко от нашей дачи — взбодриться, пока дети спят. Дорога проходит мимо лодочной станции, где живёт одноглазый ротвейлер по кличке Джеки.
Приблизилась к его будке, и заметила, что пёс там не один. С ним ещё три его уменьшенные копии — щенята. «Интересно, а где мама малышей?» — задалась я вопросом, но подходить ближе не решилась.
Прошла мимо, поплавала в прохладной реке и скорее домой — сообщить детям хорошую новость.
— Представляете, Джеки стал папой, — радостно произнесла я, когда вошла в дом и увидела, что дети уже проснулись.
— В смысле? — ответили в унисон мои десятилетняя дочь и двенадцатилетний сын, — Ты хотела сказать: «Стала мамой»?
Немая пауза и взрыв детского хохота.
— Мама! Ты столько лет ходишь мимо лодочной станции, но всё это время думала, что Джеки — мальчик? — уточнил сын, едва сдерживая смех.
— Ладно, — ответила я, краснея. — Новость-то всё равно хорошая. Не хотите сходить — посмотреть на щенят?
Дети с радостью согласились. И когда пришли на место, хозяин Джеки — сторож лодочной станции — предложил нам забрать одного щенка. Для остальных он уже нашёл хозяев.
Так в нашей семье случилось пополнение. Мы назвали его Чарли. Теперь, когда я возвращаюсь домой с работы, он встречает меня с тапками в зубах. Эта его привычка здорово отвлекает от мирских забот и суеты. И ещё я заметила, что рядом с ним муж и дети стали мягче и терпимее.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема