В 90-ом псалме царя и пророка Давида говорится о том, что искренне верующий в Бога человек может безбоязненно наступить на василиска. Василиск - одно из таинственных существ, упоминание о которых имеется в Священном Писании. Долгое время исследователи Библии спорили о том, кто же такой василиск и как он выглядит? Сегодня мы попробуем дать ответ на данный вопрос.
Слово "василиск" греческого происхождения. Дословно оно переоводится на русский язык как "царек". Данное именование привело к тому, что в средние века на территории Западной Европы василиска стали изображать как странное существо, состоящее из тела льва, хвоста змеи и головы петуха. Европейцы посчитали, что гребень петуха является той самой короной, благодаря которой это существо и прозвали «василиском», «царьком». На самом деле, если мы обратимся к еврейскому оригиналу 90-го псалма, в котором упоминается «василиск», то обнаружим, что никакого «василиска» в нем нет. Еврейский текст Библии говорит нам о ядовитой змее - цефе. Данный вид змеи относится к отряду кобр, укус которой чрезвычайно опасен для человека. Откуда же взялось именование василиск? Почему переводчики Библии с еврейского на греческий и латинский языки использовали по отношению к змее такое название – «царек»? Дело в том, что отличительным знаком цефы является белое пятно, отметина на голове, которую (отметину) грекоязычные жители Палестины в древности между собой назвали короной, а ее носителя, кобру, «царьком». Так и появился "василиск".
Итак, запомним, что церковнославянское слово "василиск" служит обозначением ядовитой змеи.
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть те места Священного Писания, которые обличают очень многих людей. Одно из таких мест — звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Соборного послания святого апостола Иакова. В этом отрывке говорится о том, каким образом христианину надлежит относиться к другим людям.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Только что прозвучавшие слова апостола Иакова просты и понятны, их нельзя толковать каким-то иным способом, кроме буквального. Впрочем, обиднее всего не это, а то, что слова апостола не теряют своей актуальности, ведь до сих пор мы судим о людях по их внешнему виду, а также по другим внешним признакам, к примеру, по автомобилю, по занимаемой должности, по брендовой одежде или же по стоимости дома. Апостол совершенно прав в своих размышлениях, действительно, мы с радостью предоставляем успешным в мирском смысле людям лучшие места, мы говорим с ним уважительно, первые устремляемся им на встречу, а знакомством с такими людьми гордимся и хвастаем перед менее удачливыми друзьями. Всё это привычно, и так поступают если не все, то абсолютное большинство.
Стоит заметить, что апостол Иаков отнюдь не советует полностью переключить внимание на нищих и убогих, апостол написал иначе: отношение к человеку не должно зависеть от каких бы то ни было внешних факторов, оно должно проистекать из заповеданной Богом любви к ближнему. Если же мы смотрим на людей как-то иначе, то это, по мнению апостола, грех лицеприятия, ну а если мы согрешаем этим грехом, то «становимся виновными во всём», потому как заповедь Божия едина, и нарушивший что-то незначительное нарушил заповеданное Богом, а потому понесёт ответственность.
Тот факт, что написанные почти две тысячи лет назад слова апостола Иакова звучат сегодня чрезвычайно актуально, указывает на какой-то существенный изъян, свойственный абсолютному большинству людей. Наверное, этот изъян можно определить как страх доверия Богу, вместо этого мы склонны доверять понятным и очевидным внешним атрибутам, одними из которых и являются упомянутые апостолом богатство и власть. Очень хочется надеяться, что в конечном итоге мы научимся смотреть на людей не как на некий ресурс, а как на возлюбленных чад Божиих, созданных по Его образу и подобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Донецк. Протоиерей Александр Матвеевский
Город Донецк был образован в 1869 году как рабочий поселок Юзовка. Особую роль в истории этого селения сыграл протоиерей Александр Матвеевский. Священник поселился в Юзовке со своей большой семьёй в то время, когда здесь ещё не было церкви. Отец Александр собирал людей на богослужения у себя в доме. Он вдохновил паству на строительство храма — сначала деревянного, а затем и каменного. Став настоятелем собора Преображения Господня в Юзовке, Александр Матвеевский устроил школу для детей, организовал православное братство. Прихожане любили пастыря за доброту и самоотверженность. Особенно ярко она проявилась в 1892 году, когда во время эпидемии холеры город охватили бунты. Отец Александр с распятием в руках вышел навстречу обезумевшей толпе и призвал прекратить насилие. Смелый поступок священника многих тогда заставил отрезвиться. Уважение людей — главное наследство, которое Александр Матвеевский оставил своим двенадцати детям. Десять его сыновей стали по примеру отца священниками. Их имена также вошли в историю Донецка.
Радио ВЕРА в Донецке можно слушать на частоте 102,6 FM
«Евангелие от Луки». Священник Антоний Лакирев
А в восемь вечера у нас в студии клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор пойдет об особенностях Евангелия от Луки и о том, что известно о его создании и об авторе этого текста. Поговорим, почему считается, что евангелист Лука был врачом, какие аспекты служения и проповеди Иисуса Христа особенно отмечены в этом Евангелии, как евангелист подошел к подготовке написания повествования о жизни Спасителя и для кого это Евангелие было написано.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер