В 374 году Медиолан – город, который сейчас зовется Миланом, был охвачен волнениями. После смерти епископа Авксентия прошло уже довольно много времени, а христианская община никак не могла выбрать нового архипастыря. Еретики-ариане, еще не обличённые соборным решением, настаивали, чтобы медиоланскую кафедру занял кандидат, разделяющий их взгляды. Христиане, сохранившие верность истинному учению Церкви, предлагали своих ставленников. Казалось, согласия достичь невозможно.
И тут произошёл удивительный случай. Во время очередного собрания, протекающего в напряженных спорах, вдруг раздался чистый мальчишеский голос: «Амвросия в епископы!». Этот детский возглас, прозвучавший неожиданно и громко, заставил взрослых замолчать и задуматься – а что, если и в самом деле избрать архипастырем медиоланского градоначальника? Кандидатуру Амвросия поддержало большинство. Ариане надеялись склонить императорского чиновника на свою сторону. Верные чада Церкви уповали на то, что этот кандидат славился в народе своей честностью, основанием для которой была несомненная вера в Бога. Лишь один человек решительно возражал против избрания Амвросия епископом – это он сам. Он еще не был крещён, а только проходил, по традиции того времени, многолетний подготовительный путь к принятию Таинства.
Считая себя недостойным епископства, Амвросий пытался оговорить себя, и пробовал уехать из Медиолана. Верующие остановили градоначальника, сам император обратился к нему с просьбой уступить просьбам общины – и только после этого Амвросий согласился принять епископскую кафедру. Он крестился и за семь дней прошёл все ступени церковной иерархии, от чтеца до архипастыря. После этого раздал свое имущество, и полностью посвятил себя служению Церкви.
Епископ Амвросий противодействовал арианству и как богослов, и как мудрый устроитель церковной жизни, избавив многих из своей паствы от еретического заблуждения. Святитель стал отцом для христиан, и в послушание ему себя вверяли все – от простых горожан до важных сановников. Под духовным влиянием Медиоланского архипастыря находился и сам император Феодосий.
В 390 году в одном из городов Римской империи – в Фессалониках, произошли стихийные волнения. Городские власти бросили в тюрьму за бытовую провинность любимого народом колесничего. Горожане потребовали освободить героя скачек, а затем, не стерпев отказа, побили камнями нескольких императорских чиновников. Феодосий, расценив происшедшее как мятеж, отдал приказ убить определённое число фессалоникийцев, без различения пола и возраста. Такое варварское распоряжение правителя вызвало гнев святителя Амвросия. И когда вскоре после этих событий император прибыл на богослужение в Медиоланский собор, епископ не пустил его на порог.
Епископ Амвросий:
Остановись, Феодосий! Человек, проливший столько людской крови, не может войти в храм, посвященный Иисусу Христу, который свою кровь пролил ради Спасения людей и заповедовал нам жить в любви и милосердии!
Пристыженным и растерянным выглядел грозный правитель империи. Не смея поднять глаза на епископа, он произнес вполголоса.
Император Феодосий:
И Давид согрешил, но не лишился милости Господней.
Епископ Амвросий:
Ты подражал Давиду в преступлении, так подражай ему и в раскаянии!
Только спустя восемь месяцев епископ простил Феодосия и допустил его до церковных Таинств. Святитель Амвросий также настоял, чтобы император принял указ, по которому исполнение смертных приговоров откладывалось не менее, чем на месяц, во избежание скоропалительных расправ.
Епископ Амвросий был почитаем за пламенные проповеди. Его речи обратили ко Христу многих людей, в том числе и автора знаменитой «Исповеди», святого Августина, именуемого Блаженным. Богословские труды Медиоланского архипастыря находили благодарных читателей и при его жизни, и после кончины, на протяжении многих веков. Но современники и сограждане любили святителя как отца, который для каждого находил место в своем сердце. Горько было медиоланцам, когда владыка Амвросий пророчески объявил им о том, что пришло время ему отойти к Богу. «Что нам бояться смерти, если мы имеем Всеблагого Господа?», – утешал опечалившихся чад епископ.
Святитель Амвросий отошёл от земного бытия на Пасху, когда вся Церковь, земная и Небесная, празднует Воскресение Христово. Он ушёл из жизни в Жизнь, в вечную пасхальную радость.
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия












