В 374 году Медиолан – город, который сейчас зовется Миланом, был охвачен волнениями. После смерти епископа Авксентия прошло уже довольно много времени, а христианская община никак не могла выбрать нового архипастыря. Еретики-ариане, еще не обличённые соборным решением, настаивали, чтобы медиоланскую кафедру занял кандидат, разделяющий их взгляды. Христиане, сохранившие верность истинному учению Церкви, предлагали своих ставленников. Казалось, согласия достичь невозможно.
И тут произошёл удивительный случай. Во время очередного собрания, протекающего в напряженных спорах, вдруг раздался чистый мальчишеский голос: «Амвросия в епископы!». Этот детский возглас, прозвучавший неожиданно и громко, заставил взрослых замолчать и задуматься – а что, если и в самом деле избрать архипастырем медиоланского градоначальника? Кандидатуру Амвросия поддержало большинство. Ариане надеялись склонить императорского чиновника на свою сторону. Верные чада Церкви уповали на то, что этот кандидат славился в народе своей честностью, основанием для которой была несомненная вера в Бога. Лишь один человек решительно возражал против избрания Амвросия епископом – это он сам. Он еще не был крещён, а только проходил, по традиции того времени, многолетний подготовительный путь к принятию Таинства.
Считая себя недостойным епископства, Амвросий пытался оговорить себя, и пробовал уехать из Медиолана. Верующие остановили градоначальника, сам император обратился к нему с просьбой уступить просьбам общины – и только после этого Амвросий согласился принять епископскую кафедру. Он крестился и за семь дней прошёл все ступени церковной иерархии, от чтеца до архипастыря. После этого раздал свое имущество, и полностью посвятил себя служению Церкви.
Епископ Амвросий противодействовал арианству и как богослов, и как мудрый устроитель церковной жизни, избавив многих из своей паствы от еретического заблуждения. Святитель стал отцом для христиан, и в послушание ему себя вверяли все – от простых горожан до важных сановников. Под духовным влиянием Медиоланского архипастыря находился и сам император Феодосий.
В 390 году в одном из городов Римской империи – в Фессалониках, произошли стихийные волнения. Городские власти бросили в тюрьму за бытовую провинность любимого народом колесничего. Горожане потребовали освободить героя скачек, а затем, не стерпев отказа, побили камнями нескольких императорских чиновников. Феодосий, расценив происшедшее как мятеж, отдал приказ убить определённое число фессалоникийцев, без различения пола и возраста. Такое варварское распоряжение правителя вызвало гнев святителя Амвросия. И когда вскоре после этих событий император прибыл на богослужение в Медиоланский собор, епископ не пустил его на порог.
Епископ Амвросий:
Остановись, Феодосий! Человек, проливший столько людской крови, не может войти в храм, посвященный Иисусу Христу, который свою кровь пролил ради Спасения людей и заповедовал нам жить в любви и милосердии!
Пристыженным и растерянным выглядел грозный правитель империи. Не смея поднять глаза на епископа, он произнес вполголоса.
Император Феодосий:
И Давид согрешил, но не лишился милости Господней.
Епископ Амвросий:
Ты подражал Давиду в преступлении, так подражай ему и в раскаянии!
Только спустя восемь месяцев епископ простил Феодосия и допустил его до церковных Таинств. Святитель Амвросий также настоял, чтобы император принял указ, по которому исполнение смертных приговоров откладывалось не менее, чем на месяц, во избежание скоропалительных расправ.
Епископ Амвросий был почитаем за пламенные проповеди. Его речи обратили ко Христу многих людей, в том числе и автора знаменитой «Исповеди», святого Августина, именуемого Блаженным. Богословские труды Медиоланского архипастыря находили благодарных читателей и при его жизни, и после кончины, на протяжении многих веков. Но современники и сограждане любили святителя как отца, который для каждого находил место в своем сердце. Горько было медиоланцам, когда владыка Амвросий пророчески объявил им о том, что пришло время ему отойти к Богу. «Что нам бояться смерти, если мы имеем Всеблагого Господа?», – утешал опечалившихся чад епископ.
Святитель Амвросий отошёл от земного бытия на Пасху, когда вся Церковь, земная и Небесная, празднует Воскресение Христово. Он ушёл из жизни в Жизнь, в вечную пасхальную радость.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья