В Новом Завете повествуется, что незадолго до Крестных Страданий Иисус Христос был помазан драгоценным благовонным составом – миром. Описание помазания есть в рассказах всех четырёх евангелистов. Однако, апостолы Марк и Матфей пишут, что миро было вылито некой женщиной на голову Спасителя, а Лука и Иоанн говорят о умащении Его ног.
Такое противоречие вызывало вопросы у исследователей Священного писания. Помазание головы неоднократно описано в Ветхом Завете, как религиозный ритуал, совершаемый над человеком в начале его монархического служения или пророческой миссии. Это действо подтверждало мессианский статус Иисуса, ведь Мессия, то есть Царь, или Спаситель, в буквальном переводе означает «Тот, кто помазан». А вот описанное в Евангелии умащение ног многие считали текстологическим недоразумением. Коррективы в такое восприятие священного текста внесло открытие, которое совершил в 1999 году британский археолог Саймон Гибсон во время научных раскопок неподалёку от Иерусалима.
Комментарий эксперта:
В пещере в нескольких километрах юго-западнее Иерусалима экспедиция под руководством Саймона Гибсона обнаружила своеобразные каменные ванночки, датируемые первым веком. Каждая из этих древних ёмкостей представляет собой высеченное в поверхности камня углубление в виде правой ступни, соединённое каналом с округлой ямкой, вполне пригодной для того, чтобы ставить в неё кувшин с маслом. Тот факт, что все ванночки имели углубления только в виде правой ступни, говорит о их ритуальном, а не гигиеническом предназначении. Ёмкости для помазания ног были обнаружены рядом с небольшим бассейном – миквой, используемом иудеями для религиозного омовения. Саймон Гибсон предположил, что умащение ступней было у иудеев первого века очистительным обрядом наряду с погружением в микву.
Но всё-таки, кто же из евангелистов прав в своем рассказе о помазании Христа? Было миро возлито женщиной на голову Спасителя или она умастила драгоценным маслом Его ступни? Архиепископ двенадцатого века Феофилакт Болгарский считал, что Христос был помазан трижды. В первый раз некая грешница в доме Симона Фарисея омыла слезами и умастила миром ноги Иисуса – этот случай описывает апостол Лука. Второй раз, согласно Евангелию от Иоанна, благовонный состав возлила на ступни Спасителя Мария, сестра воскресшего Лазаря. А в третий раз состоялось помазание главы Господа. Его совершила в Страстную среду, в доме Симона прокажённого, некая женщина, имя которой евангелисты Матфей и Марк не называют. Такое видение событий вполне подтверждается находкой Саймона Гибсона.
Комментарий эксперта:
Специальное приспособление для помазания ног свидетельствует о том, что этот очистительный обряд был традиционным в среде палестинских евреев в первом веке – то есть, во время земной жизни Спасителя. Такой ритуал мог совершаться многократно, в каждом доме, где останавливался Иисус – это было естественным проявлением гостеприимства. Помазание же главы Христа, идентично описанное апостолами Марком и Матфеем, совершилось однократно в доме Симона прокажённого. Следовательно, в рассказах евангелистов нет никакого противоречия.
Авторы Нового Завета оставили подробное и тщательное описание величайших событий, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Современные археологи и поныне находят древние предметы, подтверждающие детали евангельского рассказа. В числе таких артефактов – каменные ванночки для помазания ног, найденные экспедицией Саймона Гибсона.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема