В Новом Завете повествуется, что незадолго до Крестных Страданий Иисус Христос был помазан драгоценным благовонным составом – миром. Описание помазания есть в рассказах всех четырёх евангелистов. Однако, апостолы Марк и Матфей пишут, что миро было вылито некой женщиной на голову Спасителя, а Лука и Иоанн говорят о умащении Его ног.
Такое противоречие вызывало вопросы у исследователей Священного писания. Помазание головы неоднократно описано в Ветхом Завете, как религиозный ритуал, совершаемый над человеком в начале его монархического служения или пророческой миссии. Это действо подтверждало мессианский статус Иисуса, ведь Мессия, то есть Царь, или Спаситель, в буквальном переводе означает «Тот, кто помазан». А вот описанное в Евангелии умащение ног многие считали текстологическим недоразумением. Коррективы в такое восприятие священного текста внесло открытие, которое совершил в 1999 году британский археолог Саймон Гибсон во время научных раскопок неподалёку от Иерусалима.
Комментарий эксперта:
В пещере в нескольких километрах юго-западнее Иерусалима экспедиция под руководством Саймона Гибсона обнаружила своеобразные каменные ванночки, датируемые первым веком. Каждая из этих древних ёмкостей представляет собой высеченное в поверхности камня углубление в виде правой ступни, соединённое каналом с округлой ямкой, вполне пригодной для того, чтобы ставить в неё кувшин с маслом. Тот факт, что все ванночки имели углубления только в виде правой ступни, говорит о их ритуальном, а не гигиеническом предназначении. Ёмкости для помазания ног были обнаружены рядом с небольшим бассейном – миквой, используемом иудеями для религиозного омовения. Саймон Гибсон предположил, что умащение ступней было у иудеев первого века очистительным обрядом наряду с погружением в микву.
Но всё-таки, кто же из евангелистов прав в своем рассказе о помазании Христа? Было миро возлито женщиной на голову Спасителя или она умастила драгоценным маслом Его ступни? Архиепископ двенадцатого века Феофилакт Болгарский считал, что Христос был помазан трижды. В первый раз некая грешница в доме Симона Фарисея омыла слезами и умастила миром ноги Иисуса – этот случай описывает апостол Лука. Второй раз, согласно Евангелию от Иоанна, благовонный состав возлила на ступни Спасителя Мария, сестра воскресшего Лазаря. А в третий раз состоялось помазание главы Господа. Его совершила в Страстную среду, в доме Симона прокажённого, некая женщина, имя которой евангелисты Матфей и Марк не называют. Такое видение событий вполне подтверждается находкой Саймона Гибсона.
Комментарий эксперта:
Специальное приспособление для помазания ног свидетельствует о том, что этот очистительный обряд был традиционным в среде палестинских евреев в первом веке – то есть, во время земной жизни Спасителя. Такой ритуал мог совершаться многократно, в каждом доме, где останавливался Иисус – это было естественным проявлением гостеприимства. Помазание же главы Христа, идентично описанное апостолами Марком и Матфеем, совершилось однократно в доме Симона прокажённого. Следовательно, в рассказах евангелистов нет никакого противоречия.
Авторы Нового Завета оставили подробное и тщательное описание величайших событий, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Современные археологи и поныне находят древние предметы, подтверждающие детали евангельского рассказа. В числе таких артефактов – каменные ванночки для помазания ног, найденные экспедицией Саймона Гибсона.
Мелитополь (Запорожская область). Монастырь Саввы Освященного
 
                                    
В 1994 году в селе Терпение близ города Мелитополя Запорожской области был основан мужской монастырь во имя преподобного Саввы Освященного. Спустя год в ведение монахов передали также Иоанно-Предтеченскую церковь в Мелитополе. В советское время она служила продовольственным складом и нуждалась в реставрации. Иноки не только восстановили храм, но и благоустроили территорию вокруг него. Она стала сначала подворьем, а затем и основным местом расположения обители Саввы Освященного. Уже в 1998 году здесь проживало сорок пять монахов, многие из которых были в священном сане. Они окормляли городские храмы. Молодая обитель стала духовной опорой для города, слава о ней распространилась далеко за пределы Мелитополя. В монастырь потянулись паломники, насельники построили для них гостиницу и трапезную. Люди обращались в обитель со своими проблемами, подчас трудными. В 2007 году монахи организовали реабилитационный центр для страдающих алкоголизмом и наркоманией. Сейчас при монастыре работают иконописная, свечная, столярная, швейная мастерские, воскресная школа и библиотека. Здесь есть сад, огород и пасека. В обители Саввы Освященного ежедневно совершаются богослужения, днём и ночью звучит Псалтырь. Святое место дорого православным жителям Мелитополя.
Радио ВЕРА в Мелитополе можно слушать на частоте 96,7 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Путешествие по городу
 
                                    
Макеевка расположена в ста сорока километрах от побережья Азовского моря. Город примыкает к Донецку с восточной стороны и считается его спутником. До семнадцатого века эти земли были безлюдными и назывались Диким полем. В 1690 году здесь, в степи у истока реки Кривой Торец, обосновались запорожские казаки под предводительством Макея Осиповича Иловайского. Спустя сто лет Приазовье стало частью Российской империи, и казачий стан был обозначен на картах как слобода Макеевка. В 1859 году потомок основателя селения, Иван Иловайский, организовал здесь добычу каменного угля. Благодаря богатому месторождению черного золота Макеевка стремительно развивалась. К началу двадцатого столетия в слободе проживало двадцать тысяч человек. Здесь открылся крупный металлургический завод, работали две больницы, четыре школы, мужская и женская гимназии. Духовным оплотом для горняков служили православные храмы. До революции 1917 года в слободе и ее ближайших окрестностях действовало четырнадцать церквей. Все они были закрыты в советское время. А в конце двадцатого века настала пора возрождения веры, и Макеевка, получившая к этому времени статус города, вновь засияла куполами. Сегодня богослужения здесь совершаются в тридцати пяти храмах!
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Кирсанов. Храм Тихвинской иконы Божией Матери
 
                                    
На северной окраине города Кирсанова в Тамбовской области стоит пятиглавый белокаменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Он был возведён в первой половине девятнадцатого века. Инициатором строительства стала женская монашеская община. Сёстры приобрели участок земли и на пожертвования горожан поставили скромную Тихвинскую церковь. Небольшое здание постепенно расширялось. В 1867-ом году к нему пристроили трапезную с двумя боковыми приделами — в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» и Рождества Христова. Трудами и молитвами насельниц обитель росла и укреплялась. К началу двадцатого века монастырь занимал целый квартал. Кроме Тихвинского храма здесь были шестнадцать корпусов с сестринскими кельями и мастерскими. А также больница, школа, приют, конный двор, гостиница для паломников. Крепкое монашеское хозяйство разорили безбожники после революции 1917 года. Из пышного архитектурного ансамбля уцелели лишь три корпуса и Тихвинская церковь. В 2009 году храм вернули православным. Сегодня он — один из двух действующих в Кирсанове.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM



 
 




